Новый законопроект об иноагентах позволяет отнести к ним в том числе тех, кто не получает иностранного финансирования, а также коммерческие компании, если их деятельность будет признана политической. Об этом сообщает РБК, ознакомившийся с документом.
В тексте определены понятия «иностранный агент» и «иностранное влияние».
Иностранным агентом предлагается считать лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах» и осуществляющее политическую деятельность; целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России; распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а также участие в создании таких сообщений и материалов.
Иностранное влияние рассматривается как предоставление лицу поддержки иностранным источником (например, иностранным государством, его органами власти, международными организациями), оказание воздействия на это лицо, «в том числе путем принуждения, убеждения», а также иными способами. Под поддержкой иностранного источника предполагается получение иностранного финансирования, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
Как передает РБК, предлагается признавать иноагентами российские или иностранные юрлица независимо от их организационно-правовой формы. То есть иноагентами могут быть признаны и коммерческие организации.
Отмечается, что иноагенты по-прежнему должны будут использовать маркировку с указанием их статуса, если речь не идет о сообщениях бытового характера.
При включении в общий реестр предлагается уточнять конкретные нормы закона, на основании которого лицо признали иноагентом.
Кроме того, иноагент может быть исключен из реестра, если будет установлено, что в течение года, предшествовавшего дню подачи иноагентом заявления об исключении, он не получал иностранное финансирование или помощь и не вел политическую и другую описанную в законопроекте деятельность. Другим основанием для исключения из реестра является факт, что иноагент не позднее чем через три месяца со дня попадания в реестр отказался от иностранного финансирования или имущества и возвратил их иностранному источнику, а также не получал за это время «научно-техническую, организационно-методическую помощь, помощь в иных формах».
Физические лица, включенные в реестр впервые, смогут подать заявление об исключении из реестра в свободной форме, а также приложить подтверждение «о прекращении обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр».
Также в тексте документа предлагается ввести новые ограничения для иноагентов. Предполагается, что они не смогут быть организаторами публичных мероприятий (то есть митингов, шествий, пикетов); вести преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних; производить информационную продукцию для несовершеннолетних; получать государственную финансовую поддержку, инвестировать в стратегические предприятия в России.
Добавим, что, согласно проекту, Минюст может обратиться в Роскомнадзор с запросом «об ограничении доступа» (то есть блокировке) к сайту иноагента в случае нарушения им требований закона, в том числе в случае отсутствия маркировки.
Ранее президент РФ Владимир Путин поручил Минюсту и Генпрокуратуре проанализировать до 1 мая текущего года законодательство об иностранных агентах, практику его применения, а также вопрос об исключении иноагентов из «реестра соответствующих организаций».
Список СМИ-иноагентов, который ведет Минюст РФ, в настоящее время включает 150 физических и юридических лиц, в том числе и учредителя ИА «Росбалт» — АО «РС-Балт». Это решение Минюста вызвало большой общественный резонанс — агентство получило поддержку от профессионального сообщества, политических и общественных деятелей. 17 декабря 2021 года судья Замоскворецкого районного суда Москвы Нелли Рубцова не удовлетворила иск АО «РС-Балт» к Минюсту о внесении в реестр СМИ-иноагентов. Главный редактор ИА «Росбалт» Николай Ульянов заявлял, что решение Замоскворецкого суда будет обжаловано. Подробнее о ситуации вокруг «Росбалта» читайте здесь.