Есть масса любителей похоронить то или иное общество, потому что его модель коллективного поведения ни к чему не способна. Она — плоха, она — инертна, она — жестока, она — обрекает общество на бедность или даже на вымирание.
Все это — не так. Модели коллективного поведения меняются. У этого есть огромный международный опыт. В послевоенной Европе — Германия, Италия, Испания, Португалия, Греция. В Азии — Япония, Южная Корея, Китай с Гонконгом, Тайвань, Сингапур, Малайзия, за ними вдогонку — Индонезия и Вьетнам. Огромны изменения в Индии. На Ближнем Востоке — Дубай.
Разве азиатские общества стали англо-саксонскими? Или превратились в континентальную модель Европы? Нет, конечно. Но став более открытыми, более свободными, более индивидуалистическими, более «горизонтальными», получив прививку от западных обществ, они, сохраняя свою самобытность, смогли решать свою главную задачу — жить как можно дольше и лучше семьям и людям, быть быстрее, быть технологичными, быть богаче и жизнеспособнее как народы.
Они смогли найти «золотую середину» между свободой и принуждением, которого всегда было слишком много.
Это же ждет и Россию, и все постсоветские страны. Или может ждать? Или не ждет ни в коем случае? Да, ни в коем случае, если будем идиотами.
Яков Миркин, экономист