Рост потребительских цен в России потихоньку начинает замедляться: недельная инфляция снизилась с 0,66% до 0,2%. За месяц произошло очень резкое снижение, почти с 2% за неделю до 0,2%. По данным Росстата, основной вклад в снижение темпов роста цен внесла дефляция в секторе непродовольственных товаров (-0,01% после +0,51%) за счет продолжающегося удешевления бензина и отсутствия роста цен на иные непродовольственные товары.
Также отмечается замедление роста цен на продовольственные товары (+0,5% после +0,9%) за счет снижения цен на плодоовощную продукцию и замедления роста цен на другие продукты питания. Выросли цены на огурцы (1,3%), продовольственные товары, молоко, сухие смеси, фруктово-ягодные консервы для детского питания, говядину, мороженную рыбу, бытовую химию и средства личной гигиены.
Чем объясняется замедление инфляционной спирали? Отмечают три фактора:
— укрепление рубля,
— падение потребительской активности в России,
— падение темпов кредитования.
В марте корпоративный портфель снизился на 0,3%, потребительский — на 1,9%, что обусловлено резким ростом ставок, а также «ужесточением банками стандартов выдач, в том числе из-за вероятного снижения располагаемых доходов на фоне роста цен и в целом неопределенности в отношении перспектив занятости». По данным Тинькофф Data, расходы упали на 9% с апреля 2021-го. В начале февраля темп роста показателя достигал 20%.
Что дальше? Учитывая тот факт, что годовая инфляция в России уже составляет 17,62%, вероятность, что к концу года мы увидим цифру выше 20%, более чем высока. Тем не менее ЦБ упорствует и считает, что годовая инфляция вернется к 4% уже в 2024 году. Во время выступления в Госдуме зампред Центробанка Алексей Заботкин заявил, что в случае исполнения этого условия есть вероятность возвращения ключевой ставки к 7%.
Есть ли повод для радости? Боюсь, пока рановато.
Почему? Я полагаю, что нынешнее резкое снижение инфляции носит относительно временный характер.
ЦБ удалось стабилизировать рубль. Но что далее? Для оживления экономики придется, по всей видимости, чуть отпускать вожжи.
Все эти меры неизбежно усилят инфляционное давление.
Хотелось бы увидеть результаты второго квартала и, особенно, финальные данные за апрель и май.
Не забываем. В мире инфляция никуда не делась. А Россия, хоть и потихоньку отрезается от этого мира, но тем не менее в этот мир продает товаров ежегодно более чем на $500 млрд. И, похоже, экспорт в этом году если и сократится, то не очень сильно. А возможно, даже вырастет в стоимостном выражении. Прежде всего — из-за стремительного роста цен на все, что Россия продает.
Деньги продолжат поступать в страну. Но с импортом реальная проблема. Значит, все импортное неизбежно продолжит дорожать. А локализация производства — процесс длительный.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan