Posted 20 апреля 2022, 06:59
Published 20 апреля 2022, 06:59
Modified 30 марта, 08:19
Updated 30 марта, 08:19
Российский бизнес, имеющий зарубежные структуры или работающий с иностранными поставщиками, столкнулся с рядом проблем из-за западных санкций — от логистических до сложностей с движением капитала, говорится в обзоре британской аудиторско-консалтинговой компании EY.
В частности, отмечают исследователи, продолжать использование структур, зарегистрированных в недружественных странах, чревато блокировкой активов и счетов, проблемами с фрахтованием судов, со страхованием перевозок и т. д. Другая проблема, не связанная с иностранными «дочками» российских компаний, — отказы зарубежных поставщиков отправлять товары в Россию, сообщает РБК.
«Очевидно, что кризис будет долгим и глубоким, поэтому мы советуем компаниям быть активными и уже начинать перестраивать структуры, логистику и производство своего бизнеса, чтобы как можно скорее восстановить деятельность в новых реалиях», — подчеркивается в обзоре EY.
При этом, указывают эксперты, помимо рисков блокировки счетов и прочих ограничений со стороны недружественных юрисдикций российские компании, зарегистрировавшие там структуры, лишились возможности финансировать иностранные «дочки». Раньше внутригрупповые займы часто использовались для финансирования кассовых разрывов, но теперь такие трансферты в иностранной валюте запрещены как из-за санкций, так и из-за ограничений российских властей на перемещение капитала из страны.
Как считают в EY, есть несколько вариантов для смены юрисдикции трейдинговых и холдинговых структур российского бизнеса. Так, для трейдинга хорошо сформирована инфраструктура в ОАЭ (преимущественно в Дубае), а также Гонконге и Шанхае.
«Турция отталкивает бизнес высокой инфляцией и нестабильной законодательной системой, однако и там обосновываются трейдеры, Израиль — (отталкивает) высокими налогами», — подчеркивается в исследовании. Возможна комбинация вариантов: к примеру, использование гонконгской компании, трейдеры которой работают через филиал в ОАЭ, но счета которой открыты в китайских банках.
Для холдинговой деятельности подходит примерно тот же набор юрисдикций, но всегда остается риск «охлаждения» их отношений с Россией, предупреждают консультанты.
«Идеально подходящей по всем факторам юрисдикции пока нет, поэтому альтернативный вариант — выстраивание параллельных структур в разных юрисдикциях, возможно, формально не ассоциированных с Россией и российскими акционерами, — рассуждают авторы обзора. — Включить в спектр для анализа можно такие юрисдикции, как Катар, Саудовская Аравия, Макао, Индонезия».
Напомним, 21 февраля 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указы о признании независимости самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а уже 24 февраля выступил с экстренным обращением к россиянам и объявил о специальной военной операции в Донбассе. В своем выступлении он заявил, что «обстоятельства требуют от России решительных действий», и подчеркнул, что «Россия не допустит появления у Украины ядерного оружия». Целями спецоперации назывались «демилитаризация и денацификация» Украины.
В ответ на действия России страны Запада (США, Канада, Евросоюз, Великобритания, Япония) объявили о новых, более жестких, санкциях против РФ, в том числе финансово-экономического характера, а также против чиновников и бизнесменов.
За хроникой событий вокруг Украины можно следить здесь.