Posted 20 апреля 2022, 16:56
Published 20 апреля 2022, 16:56
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Последствия западных санкций, обрушившихся на Россию после начала специальной военной операции на Украине, могут разойтись кругами по воде и затронуть все постсоветское пространство, прежде всего, страны, входящие в ЕАЭС и СНГ. Однако кроме очевидных минусов, выражающихся в проседании экономик этих стран вслед за российской, некоторые из них могут получить от этих ограничительных мер и определенные плюсы. Такое мнение в беседе с обозревателем «Росбалта» высказал доктор экономических наук Игорь Николаев.
— Что в ближайшее время ожидает экономики стран, входящих в Содружество независимых государств и связанных с Москвой крепкими торговыми узами, на фоне западных санкций в отношении России?
— Ну, самое осязаемое последствие этих мер для стран СНГ — это рост цен. Ослабление российского рубля провоцирует ускоренный рост стоимости разных товаров на постсоветском пространстве. Это то, что чувствуют, в первую очередь, люди.
Кроме того, если экономика России замедляется (а она безусловно замедляется и достаточно сильно), то это сказывается и на сопредельных государствах, потому что их экономические пространства связаны между собой.
Однако влияние российского кризиса на соседние страны не столь линейно, как может показаться.
— Что вы имеете в виду?
— Когда для России столь значительно уменьшилось число стран, открытых для широкого экономического сотрудничества, она естественным образом переориентируется на другие государства, в том числе на страны бывшего СССР. Они, безусловно, не в приоритете — это не Китай и не Индия. Тем не менее, дополнительные возможности для торговли со странами СНГ Москва постарается использовать.
— А насколько в нынешних условиях государствам СНГ может быть выгодно расширение экономического взаимодействия с Российской Федерацией?
— О негативных последствиях антироссийских санкций для стран «ближнего зарубежья» я уже сказал — это, прежде всего, рост цен. Но не все так однозначно — для этих государств в нынешней ситуации есть и определенные выгоды.
— Сейчас многие эксперты в один голос прогнозируют рост цен, например, на продовольствие. Насколько серьезно, на ваш взгляд, эти проблемы ударят по странам Средней Азии, Закавказья, по Молдавии, Казахстану?
— Некоторые из перечисленных вами государств уже предпринимают определенные действия с целью защитить свой внутренний рынок. Тот же Казахстан принял сейчас меры по ограничению экспорта некоторых своих товаров. Однако ряд республик бывшего СССР сильно зависят, например, от поставок зерновых из России, поскольку у них нет возможностей для их выращивания на своей территории. Так что кто-то из них в лучшем положении, кто-то в худшем, но то, что происходящее влияет на рынок продовольствия — это однозначно.
— А как скажется увеличение стоимости нефти и газа?
— Что касается поставок энергоносителей, то ситуация в разных странах СНГ весьма отличается. Например, Азербайджан — вообще наиболее самодостаточная страна на постсоветском пространстве, она лишь в очень небольшой степени зависит от России. В том числе и потому что там с точки зрения добычи нефти и газа все нормально.
В то же время, другие страны СНГ, зависимые от поставок энергоносителей из России, в нынешних условиях могут получить и определенную выгоду. Российская Федерация уже испытывает сокращение экспорта углеводородов и это сокращение по всей видимости будет нарастать.
Нефть и газ Москве надо кому-то продавать. А у нас при такой масштабной переориентации нашей торговли этими товарами неизбежно возникают проблемы с их хранением. Понятно уже, что на рынки Индии и Китая российские углеводороды пойдут с большим дисконтном. Поэтому возможные покупатели в странах СНГ могут смягчить эту ситуацию.
Конечно, те объемы энергоносителей, которые мы поставляли в Европу, государства бывшего СССР «переварить» не смогут, об этом даже говорить не приходится, но самим этим странам определенная выгода от этой ситуации есть. Они смогут получить от России дополнительные объемы нефти и газа по умеренным ценам. Сбывать их ведь все равно как-то надо.
Беседовал Александр Желенин