Posted 19 апреля 2022, 21:01
Published 19 апреля 2022, 21:01
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Журналист, кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский в книге «Новый тоталитаризм XXI века» дает свои варианты ответов на вопросы, которые последние 20 лет дискутируются по всему миру. Бежит ли свободный мир от свободы? Почему общение между людьми стало невозможным без новых запретов и самоограничений? Как борьба с изменением климата превратилась в новую религию? О новых вопросах, которые породила спецоперация России на Украине, автор рассказал в беседе с «Росбалтом» (полностью ее можно послушать в подкасте «Включите звук»).
— Ваша книга посвящена тому, как в начале XXI века во многих странах, в том числе либерально-демократических, свобода перестала быть главной социальной ценностью и оказалась вытеснена «культом безопасности». После 24 февраля и по мере продолжения трагических событий на Украине у вас не появилось ощущение, что в книге не хватает новой главы?
- Это очень важный вопрос. Я сам на него немедленно ответил, как только начались эти события. Основная часть рукописи к тому времени была уже сдана в издательство. Я ее отозвал, понимая, что происходит, и соответствующие коррективы внес.
Преамбулу книги я полностью переписал, естественно. В ней я подчеркиваю, что еще вчера проблемой № 1 в мире являлся коронавирус, все новости были заполнены бесконечными сводками о том, как идет вселенская борьба с пандемией. Потом вдруг в один момент основные мировые информационные ресурсы полностью переключились на обсуждение совершенно другой проблемы, связанной с конфликтом России и Украины. Кажущийся разрыв между этими двумя чрезвычайными парадигмами иллюзорный. Этого разрыва нет. На самом деле, это переход от одной парадигмы за всеобщую безопасность к другой точно такой же.
На протяжении последних двух десятилетий мир идет по пути отдаления от той системы ценностей, которую мы привычно называем западной и в основе которой лежат права человека. На место прав и свобод человека приходит безопасность. Каждая культура, страна или общество будут делать акцент на безопасности либо каких-то дискриминированных социальных групп, либо на безопасности нации, либо популяции. В разгар пандемии появился такой терминологический кунштюк как «безопасность популяции».
— Я начал с драматической ситуации на Украине, потому что уверен, что читатели вашей книги и те, кто придет на ее презентацию 20 апреля в Петербурге в арт-пространство mArs, будут неизбежно интересоваться не только «религией безопасности» или интернет-революцией, о которых вы пишите.
— Давайте вспомним, как мир подходил к конфликту России и Украины. С одной стороны, происходило последовательное расширение НАТО под лозунгом усиления безопасности в Европе. Подчеркиваю, что именно во имя этого шло движение альянса на Восток. Во имя того, чтобы предотвратить возможность агрессивного поведения со стороны, как мы понимаем, в первую очередь, России.
То, против чего предостерегал Запад Самюэль Хантингтон, отнюдь не симпатизировавший российской цивилизации. Он утверждал, что НАТО не должно двигаться дальше границ Вишеградской группы и стран Прибалтики. Все то, что восточнее, должно остаться под условным геополитическим протекторатом России. Тогда сформируется некий баланс сил.
Презрев эти рекомендации, западные страны начали исповедовать концепцию «безопасности любой ценой». В конце концов пошел разговор о том, что Украина может вступить в НАТО, чтобы повысить и свою безопасность, и безопасность Европы в целом. Я не буду сам давать никаких оценок. Их озвучил Жозеп Боррель (глава общеевропейской дипломатии), который сказал, что это была ошибка. При этом Боррель достаточно негативно настроен по отношению к России как международному актору. Теперь уже, конечно, это признание ничего не стоит, поскольку худшее, что могло случиться, произошло.
Теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Во имя чего началась спецоперация по защите Донбасса? Во имя безопасности его жителей. Это профилактическая спецоперация, призванная предотвратить некую опасность. Со стороны России, применительно к собственной политике, естественно, никаких заявлений, аналогичных боррелевским, сделано не было. Здесь я тоже не хочу давать каких-то оценок, поскольку мы живем сегодня в рамках законодательства, которое не дает возможность в полной мере свободно оценивать действия российской власти.
Думаю, что каждый сам для себя в состоянии решить, повысится ли безопасность Донбасса в результате того, что Россия начала свою спецоперацию. Сама доктрина достижения тотальной безопасности, движения в сторону устранения возможных угроз, крайне опасна.
Беседовал Петр Годлевский