По официальной статистике, с буллингом в российских школах сталкиваются 52% учащихся. «Но страдают не только дети: жертвами травли становятся 70% учителей», — такие данные озвучили на форуме «Буллинг как явление», организованном образовательной платформой «Инфоурок».
«Такого авторитета и уважения к педагогу, которые были в советские годы, уже давно нет по разным причинам. В том числе, потому что изменился экономический уклад и нормы морали сдвинулись. Это достаточно проблемная зона. Мы до конца не выработали нормы культуры между учениками и педагогами. Педагоги тоже по-разному себя ведут: есть гибкие, есть не очень гибкие, есть старорежимные. Ребята из дома несут абсолютно разную культуру общения, взаимодействия — внутри семьи, друг с другом. Это тоже бывает приводит к буллингу и между детьми, и к буллингу педагогов», — отметил в ходе форума директор московской школы № 1679 Павел Северинец.
По словам педагога, также участниками образовательных отношений выступают родители. «И тут бывает очень взрывоопасно по разным причинам. Главная проблема всего в том, что школа — очень закрытый социальный институт. Закрытый во всех смыслах этого слова, начиная от пропускного режима и охранника — нормы безопасности диктуют такие условия — заканчивая педагогическим процессом. Родителям не всегда понятно, как, что и почему происходит в школе. Начиная от оценок и заканчивая учебными программами, учебниками и самими уроками. Это непонимание рождает часто агрессию по отношению и к учителям, и к администрации, и к чужим детям», — отметил Северинец.
Директор орловского лицея № 1 имени Ломоносова Антон Гомозов высказал мнение о том, что сам формат взаимодействия педагога и ученика так или иначе подразумевает какой-то конфликт, потому что педагог выступает неким мерилом оценивания ученика в рамках образовательного процесса.
«Разумеется, оценка не всегда бывает положительной, всем нам неприятно, когда нас оценивают отрицательно, и это вызывает определенную реакцию. Сегодняшние субъектные отношения между участниками образовательного процесса подразумевают резонный ответ на равных. Если вы что-то сказали нелицеприятное ученику, пусть даже не желая этого, будьте готовы получить это обратно», — отметил Гомозов.
По словам директора лицея, учителя могут получать нелицеприятные комментарии в социальных сетях с аккаунтов, у которых нет вообще подписчиков. Обычно это связано с какими-то обстоятельствами, которые предшествовали такой «переписке». «Сегодня поругались — вечером мне пришел комментарий. Я был уверен, что знаю, кто были эти ученики», — отметил Гомозов.
Однако директор лицея уверен: «Педагог должен понимать, что если ученик как-то реагирует на наши действия, то, прежде всего, мы должны задуматься, что мы сделали не так. У педагога масса рычагов, чтобы управлять этим поведением».