Posted 18 апреля 2022, 09:25
Published 18 апреля 2022, 09:25
Modified 1 февраля, 18:01
Updated 1 февраля, 18:01
Нынешний энергокризис заставил даже «зеленых менеджеров» критичнее смотреть на водородную энергетику.
Влиятельная немецкая организация EURACTIV Germany обнаружила, что «водород может быть намного более вредным для климата, чем предполагалось изначально, особенно если он улетучивается и попадает в атмосферу до того, как будет использован».
На самом деле об этом в ученом мире знали давно, но к специалистам «менеджеры энергоперехода» не прислушивались.
Подобного подхода, как у немецких «зеленых», теперь придерживается и Министерство бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Великобритании. Оно сообщает, что «водород в 6-16 раз хуже для климата, чем CO2».
Водород сам по себе не является «настоящим» парниковым газом и проявляет свое действие, главным образом, по-новому стабилизируя другие газы. Например, водород вступает в реакцию в тропосфере и образует озон, что также способствует возникновению парникового эффекта. А в стратосфере водород распадается на водяной пар, что тоже способствует парниковому эффекту. По новым данным, в парниковом эффекте 78% вины лежит на водяном паре и только 22% — на газах (углекислом и метане).
Самая большая часть утечки водорода произойдет при транспортировке морским транспортом — например, если его везти из стран Персидского залива в Европу, то улетучится 13% груза, говорится в отчете британского министерства промышленности.
«Менеджеры энергоперехода» окончательно не отказываются от водородной энергетики, но теперь они пишут, что ВЭ должна быть не глобальной, а локальной. Проще говоря, водород должен потребляться там же, где и произведен. При таком использовании улетучивается в атмосферу только 0-3% этого газа, что является приемлемой величиной. На самом деле пока водородная промышленность развивается именно так — мир уже потребляет его почти 80 млн тонн, главным образом в металлургии и химическом производстве.
При таком государственном подходе водород будет лишь вспомогательной единицей в новой энергетике и промышленности.
Вообще же, все больше читаю в западных специализированных СМИ, что будущая энергетика будет представлять собой сплав природного газа и ВИЭ. В прошлое в первую очередь будет уходить уголь, затем нефть, а роль природного газа — только расти. Появляются попытки добывать и новый газ — т. н. газогидраты, соединения природного газа и воды в форме льда. Их много в северных широтах на морском дне и в вечной мерзлоте. Японцы начали разрабатывать технологии добычи газогидратов с морского дна. Если получится обкатать технологию, то где-то к 2050 году в прямом и переносном смыслах мы получим новый бездонный рынок газа на многие столетия вперед.
Отдельная тема — это передел мирового рынка газа, который включает в себя и вытеснение России с этого рынка, а главным его распорядителем становятся США. Ну а раз газ становится и экономическим оружием, то у правительств развитых стран нет резона в развитии конкурента — глобальной водородной энергетики.
Павел Пряников, журналист