Posted 16 апреля 2022, 07:46
Published 16 апреля 2022, 07:46
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Сериал «Никто не узнает», транслировавшийся на Первом канале в течение двух недель, повествует о том, как в погоне за чем-то недостающим можно потерять то, что у тебя уже есть. Или осознать, что давно живешь в придуманном мире и не имеешь за душой ничего.
В основе истории лежит стремление построить «полноценную семью». Вот только у каждого свои понятия о том, что это такое. И зрителю показывают несколько образцов нездоровых отношений, которые никак не зависят от состава семьи.
Второе название сериала, который создан продюсерским центром Валерия Тодоровского и режиссером Аленой Званцовой, — «Дети». Работа над проектом началась еще в 2019 году. Главную роль сыграла супруга Валерия Тодоровского Евгения Брик, которая умерла в феврале 2022-го. За эту работу она получила приз «Лучшая актриса пилота телевизионного сериала» на II фестивале сериалов «Пилот».
В сериале рассказывается о жизни представителей московского среднего класса лет сорока. Каждый из них находится в тяжелом кризисе, подрывающем психическое и физической здоровье.
Главный герой Игорь (Кирилл Сафонов) — с виду самый успешный в своей компании, заместитель мэра, женатый на привлекательной женщине с творческой натурой. Однако у него начинаются серьезные проблемы с сердцем, из подсознательного страха перед смертью он решает обзавестись ребенком — и получает еще один удар: выясняется, что он неспособен стать отцом. В отчаянии Игорь предлагает своей жене Даше (именно ее играет Евгения Брик) зачать от одного из общих друзей. Столь неоднозначный план предсказуемо оборачивается конфликтом и разочарованием.
Друзья, о которых идет речь, не менее колоритные типажи, чем пара Игоря и Даши. Все они живут в достатке и вполне комфортно, но это не делает их счастливыми. В одной семье менее успешный муж (Юрий Быков) не может смириться с популярностью жены-актрисы (Виктория Исакова) и растит двух ее дочерей, а общих детей у них нет. В другой — не отличающиеся особой душевностью родители (Александр Робак и Яна Сексте) не в состоянии поладить с бунтующей дочерью-подростком. Еще один член этой сплоченной компании — холостяк Герман, намеревающийся уйти в монастырь.
Вопрос, кого выберет Даша на роль донора, в конечном счете не так уж важен. Проблема вовсе не в том, что у супругов нет детей, а в их внутренних проблемах и непонимании, чего они, собственно, хотят от жизни. Они не решаются всерьез задаться вопросом, для чего им нужен ребенок, — ведь принято считать, что семья без детей будет неполноценной. Хотя так ли это на самом деле, каждый человек не только может, но и должен решить для себя сам, без подсказок и давления общества.
Не факт, что жизнь без потомства будет насыщенной и счастливой, но точно так же нельзя ручаться, что наличие «наследника» заполнит душевную пустоту. Человек, не уверенный в своем жизненном пути, всегда найдет к чему придраться. При этом подсознательно он понимает, что проблемы исходят от него самого, однако просто не может этого признать (в случае с Игорем — из-за уязвленного самолюбия) и переносит агрессию на других. Так разрушаются долгие отношения супругов и друзей, а можно ли на этих руинах построить нечто здоровое, — остается под вопросом.
В «Никто не узнает» затрагивается и еще одна социально важная тема — неспособности даже более-менее успешных людей наслаждаться жизнью. Это не может найти понимания у тех, кто вынужден каждый день бороться за выживание и от всех бед предлагает одно средство — «корову бы ей, а лучше две». В основе такой реакции лежит стойкая неприязнь к тем, у кого больше материальных ценностей. В сериале вечный конфликт бедных и богатых остается за кадром, но то, как представлены главные герои, напоминает о его существовании. Между тем никто из компании не дорожит своей жизнью, некоторые даже подумывают о суициде, — и это скорее вызывает сострадание, а не зависть или злость.
Интересно, что Москва в проекте показана хоть и с парадной стороны, но все же очень мрачно — как огромный и вечно голодный организм, перемалывающий чувства и судьбы.
Драматическая история оказывается не лишена и трогательных моментов. В основном они связаны с матерью Ники — эту роль замечательно исполнила Надежда Маркина. Однако и здесь раскрывается болезненный конфликт: дочь не может простить старые обиды, а мать искренне не понимает ее претензий, так как смотрит на все с высоты прожитых лет и предубеждений.
Словом, сериал можно назвать очень содержательны, динамичным и тяжелым. Во многом он схож с проектом «Садовое кольцо», вышедшим несколько лет назад, — и в обоих случаях финалы выглядят столь благостными, что возникает подозрение: уж не пригрезился ли хэппи-энд вконец отчаявшимся героям?
Людмила Семенова