Posted 15 апреля 2022, 12:19
Published 15 апреля 2022, 12:19
Modified 1 февраля, 18:00
Updated 1 февраля, 18:00
Один из навыков преподавателя — способность терпеливо объяснять пять раз одно и то же разными словами. И со временем это входит в привычку. Я уже говорил о разнице между «объяснить» и «оправдать». Но все равно ее понимают не все.
Когда появляется какая-то новая, неизвестная болезнь, ученые первым делом стараются узнать о ней как можно больше. Выделить возбудителя этой болезни, понять, как она распространяется, как возбудитель воздействует на разные системы нашего организма. И все понимают, что это необходимо для более эффективной борьбы с заболеванием.
А теперь представьте, что кто-нибудь врывается в лабораторию с воплем: «Зачем вы возитесь с этими вирусами, зачем изучаете их в микроскоп? Вам они нравятся, что ли?! Вирусы — это зло, вы должны их осуждать, а не пытаться понять!» Наверное, этого человека быстро сдадут в психушку. Без каких-либо колебаний.
Так вот, с социальными болезнями — та же самая история. Их невозможно эффективно вылечить, если не понимать их природы и механизма. Если не искать объяснения, мотивы, причинно-следственные связи. Такой поиск направлен не на «оправдание» болезни, а на борьбу с ней, и поэтому он необходим. А люди, которые заявляют, что «болезнь — это очень плохо, и нам не надо ее изучать, нам просто надо ее осудить!», как минимум неправы.
Николай Власов, историк