Posted 15 апреля 2022, 12:05

Published 15 апреля 2022, 12:05

Modified 1 февраля, 18:00

Updated 1 февраля, 18:00

Что ждет российские регионы после запуска Северного широтного хода?

15 апреля 2022, 12:05
Большая стройка принесет пользу не только Ямалу.

На совещании по развитию Арктической зоны 13 апреля президент РФ Владимир Путин отметил ключевую роль Северного широтного хода (СШХ) и распорядился перейти к активной фазе строительства уже в текущем году.

СШХ — это железная дорога в Ямало-Ненецком автономном округе, которая обеспечит бесперебойную работу Северного морского пути. Тому, чтобы грандиозный проект стал реальностью, поспособствовали в том числе западные санкции в отношении России.

СМП способен выполнять функции шелкового пути XXI века, причем дорога, которой предстоит соединить Восток и Запад, будет в абсолютной безопасности. Ей, в отличие от морского маршрута через Суэцкий канал, по которому сейчас направляются товары из Европы в Азию, не грозят сомалийские пираты. Кроме того, большая часть Севморпути проходит внутри территориальных арктических вод России, а значит другие страны не смогут сорвать поставки грузов. Завышенные пошлины также останутся в прошлом.

Длина «южного» пути составляет 13 тыс. морских миль, а Северного морского — всего 5,8 тыс. миль. Но для полноценного использования автономной и безопасной транспортной артерии необходимо запустить СШХ, который приобретает стратегическое значение. По мнению экспертов, целесообразность инвестиций в него не вызывает сомнений.

В современных реалиях торговые интересы России в большей степени связаны с азиатскими партнерами. Традиционные российские ресурсы — нефть, газ, конденсат, уголь — будут по-прежнему необходимы крупнейшим странам региона: Индии и Китаю. Эти государства вряд ли откажутся от промышленного развития ради большей экологичности.

Например, подавляющее большинство крупных предприятий Поднебесной используют традиционные источники энергии, что гарантирует стабильный спрос на российские углеводороды и уголь. Альтернативные источники достойной заменой привычным ресурсам там стать не смогут.

Похожая ситуация и в Индии. В этой стране проживают сотни миллионов человек, более того — численность населения постоянно увеличивается, что объясняет внушительные объемы потребления бытовой электроэнергии.

Таким образом, Индия и Китай напрямую заинтересованы в устойчивом трафике по Северному морскому пути, а следовательно — в создании соответствующей инфраструктуры, в частности, СШХ.

Специалисты, занимавшиеся разработкой СШХ, подсчитали, что общенациональный ВВП с запуском проекта вырастет на колоссальные по меркам экономики 7-9% — в абсолютном выражении 70-90 млрд рублей. Это означает, что позитивные перемены почувствуют на себе жители всех регионов России.

Больше других фактической реализации проекта ждут, естественно, на Ямале, для столицы которого СШХ обещает стать уникальным и мощным катализатором развития. Салехард, по всей видимости, будет одним из самых крупных и значительных логистических центров. Кроме того, вырастут объемы энергоресурсов, поставляемых из региона за рубеж. При этом стоит учесть, что на территории Ямало-Ненецкого округа находятся 80% разведанных запасов природного газа России, а это пятая часть его запасов в масштабах всего мира.

Если говорить о конкретных переменах, с которыми связывают запуск СШХ местные жители, то следует упомянуть возведение моста через реку Надым и моста через Обь. Благодаря этим объектам будет обеспечена стабильность северного завоза, ямальцы смогут забыть о сложностях осенней и весенней распутицы. Впрочем, есть и другие очевидные бенефициары.

Например, для соседней Республики Коми строительство СШХ означает создание порядка тысячи новых рабочих мест и увеличение загрузки Северной железной дороги на 9,5 млн тонн, а для Красноярского края — рост добычи угля на Таймыре. Компания «ВостокУголь», один из самых крупных недропользователей региона, готова поставлять по Северному морскому пути 20 млн тонн угля уже к 2024 году. Не менее амбициозные планы и у других компаний, осуществляющих деятельность на территории края.

Еще одно перспективное направление — строительство и модернизация портов в Диксоне, Дудинке, Игарке и других населенных пунктах на протяжении Севморпути, а также подготовка судов арктического класса и ледоколов-атомоходов. К слову, этим уже занимаются предприятия, расположенные в различных субъектах РФ.

Таким образом, строительство и эксплуатация объектов Северного широтного хода окажут благотворное влияние на развитие страны. Как отмечают эксперты, экономический эффект от СШХ будет выше, чем от многих других проектов в строительной сфере. Например, возведение жилья всегда связано с серьезными расходами, в том числе на дополнительную инфраструктуру — школы, детские сады, больницы и так далее. А такие проекты, как СШХ, подобных сопутствующих трат лишены, зато приносят ощутимый доход.

«Северный широтный ход — та часть Северного морского пути, которая превращает транспортную артерию в новую конструкцию мировой инфраструктуры. Помимо этого, проект имеет серьезный синергетический эффект не только для Ямала, но и для целого ряда регионов и всей России. Глава ЯНАО Дмитрий Артюхов проявил себя как дальновидный стратег и эффективный лоббист, добившись реализации проекта», — прокомментировал текущую ситуацию политолог Марат Баширов.

Андрей Михайлов

Подпишитесь