Китай занимает двойственную позицию в отношении западных санкций в отношении России. С одной стороны, он в публичном пространстве относится к ним негативно. Только что официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что Китай считает неприемлемыми односторонние санкции США против России, поскольку за них в итоге приходится расплачиваться всем другим странам. По его словам, американское правительство «должно исправить давние недостатки» и оказать содействие российско-украинским переговорам.
С другой стороны, Китай проводит вынужденный прагматичный курс на минимизацию рисков для своих структур. Так, Huawei в конце марта прекратила заключать новые контракты на поставки сетевого оборудования российским операторам. По данным «Известий», на Huawei приходится более 33% установленного в России сетевого оборудования, в том числе базовых станций. На оборудовании китайской компании построены сети, охватывающие целые регионы, отмечало издание.
Офшорные подразделения Industrial & Commercial Bank of China (ICBC) вслед за западными банками перестали выдавать аккредитивы для покрытия сделок с российскими сырьевыми экспортерами. Банк полностью прекратил обслуживание поставок в долларах, но в некоторых случаях выдает аккредитивы на сделки в юанях. Для каждого такого решения требуется одобрение вышестоящего руководства. Bank of China также ограничил финансирование покупок российского сырья по решению собственного риск-менеджмента.
Президент Российской Академии наук Александр Сергеев заявил, что «наши китайские научные коллеги тоже нажали на паузу, и в течение последнего месяца мы не можем выйти на серьезные такие обсуждения, несмотря на то что у нас было прекрасно построено сотрудничество с регулярным общением».
В рамках политики минимизации рисков Китай будет действовать в санкционной сфере крайне осторожно. Если есть опасность столкновения с США, то китайцы не будут рисковать. Особенно сейчас, когда в Китае идет свой «транзит» — осенью Си Цзиньпин планирует избираться на третий срок в качестве лидера компартии. Идет подготовка к формированию нового состава «суперэлиты» — постоянного комитета политбюро ЦК КПК, ожидается смена главы правительства (официально это произойдет в следующем году, но кандидат будет назван осенью и войдет в новый состав постоянного комитета). Ситуацию осложняет затянувшийся и крайне непопулярный жесткий локдаун в Шанхае. В этой ситуации Китаю нужна внешнеполитическая предсказуемость.
Алексей Макаркин, политолог — для ТГ-канала Bunin&Co