Россия — крупнейший поставщик удобрений на мировых рынках наряду с Белоруссией, однако санкции уже негативно сказались на глобальных логистических цепочках.
Угрожает ли миру голод? Чем заменят санкционку из России? И что будут делать российские производители?
Россия — в тройке крупнейших в мире поставщиков удобрений и экспортирует почти 70% того, что производит. Больше всего за рубеж поставляется карбамида, аммиака, аммиачной селитры и сложных удобрений. Страна занимает третье место в мире по экспорту калия и четвертое — по экспорту фосфорных удобрений.
Так, по данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году из страны поставили 11,9 млн тонн калийных удобрений на 3,321 млрд долл. Азотных удобрений — 14,5 млн тонн на 4,469 млрд долл. Смешанных удобрений — 11,2 млн тонн на 4,7 млрд долл. В прошлом году российские производители показывали рекордные финансовые результаты за всю свою историю.
К примеру, чистая прибыль производителя фосфорсодержащих удобрений «Фосагро» за прошлый год выросла в три раза, до 130 млрд руб. Выручка производителя минеральных удобрений «Акрон» за 9 месяцев 2021 года выросла на 78% и превысила 86 млрд рублей.
Крупнейшим потребителем российских удобрений исторически является Бразилия — на ее долю приходится около 20% всего объема экспорта. Также к ключевым рынкам относят Эстонию, Китай, Индию, США и Финляндию. В странах ЕС получают из России около 25% карбамида, 15% аммиачной селитры, 30% фосфорных удобрений и 35% калия. В США доля российских поставок в общем объеме импорта составляет 6% по калию, 20% по диаммоний фосфату и 13% по карбамиду.
Удобрения из России везут по Балтийскому морю через Усть-Лугу и по Черному через Новороссийск и Туапсе. После начала российской спецоперации на Украине 1 марта три главные судоходные компании-перевозчики Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC) и CMA CGM перестали принимать грузы из России. Минпромторг отреагировал спустя 10 дней, рекомендовав отечественным производителям химии временно приостановить экспорт — пока перевозчики не возобновят работу в обычном режиме. В ведомстве добавили, что решение вызвано именно проблемами логистики.
«Пока неясно, будет ли Россия и дальше использовать удобрения в качестве инструмента давления на западных партнеров. С одной стороны, это имеет смысл, но тогда она будет подставлять свои же компании, которые лишатся значительной выручки от поставок за рубеж», — выразил мнение экономист Артем Голубев.
8 апреля Евросоюз в рамках очередного пакета санкций с 10 июля ввел квоты на импорт ряда российских удобрений сроком на один год. США, напротив, поспешили включить удобрения в список жизненно важных товаров, на которые санкционные ограничения распространять нельзя.
К слову, такие резкие телодвижения на рынке удобрений спровоцировали падение ценных бумаг «Фосагро», «Акрон» и «КуйбышевАзот», которые упорно росли после возобновления биржевых торгов 24 марта, радуя инвесторов.
Эксперты отмечают, что зависимость европейских рынков от российских удобрений все же серьезная.
«Понятно, что страны-импортеры не могут быть заинтересованы в том, чтобы ограничивать ввоз удобрений из России, так как это означает взвинчивание цен, что неприятно на фоне высокой инфляции в мире, которая все растет. Подскочившие цены на удобрения и их дефицит явно вызовут рост себестоимости производства сельхозкультур, затем — недостаток урожая. Конечная продукция осенью получится слишком дорогой», — объяснил Артем Голубев.
Без сомнения, развитым странам именно голод не угрожает, но цены на продукты подскочат даже в ЕС. Так, по информации Евростата, цены на еду, алкоголь и табак в марте на территории ЕС уже выросли на 5%.
Но прекращение экспорта из России грозит неурожаями не только Европе, но и другим странам, включая Латинскую Америку, Южную и Юго-Восточную Азию. В Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН не так давно подтвердили, что кризис на Украине может обернуться катастрофическим голодом для некоторых стран. Среди них — Афганистан, Йемен, Сирия, и проблема может затронуть 44 млн человек.
Старший аналитик по продовольственным кризисам и руководитель группы управления по чрезвычайным ситуациям и обеспечению устойчивости FAO Лука Руссо подчеркнул, что дело не только в том, что Украина — крупный экспортер зерна, но и тем, что расходы на топливо и удобрения увеличиваются, что приведет к двукратному росту мировых цен. А значит, и продовольственная инфляция в мире вырастет. Только в 2021 году индекс продовольственных цен вырос почти на треть.
«На самом деле, происходящее попахивает новой арабской весной — так как в огромном количестве бедных стран Северной Африки, Пакистане, Йемене, Афганистане, Сирии и Ливии расходы на еду у населения совпадают с доходами, — отметил Артем Голубев. — В условиях роста цен на продовольствие люди начнут винить не коллективный Запад, который где-то далеко, а своих президентов. Начнется парад мятежников, свержения режимов, в итоге — новая волна беженцев в Европу, которая сейчас пока разбирается с украинцами. Миллионы бедных и не сильно образованных беженцев хлынут в более благополучную Европу, и в конечном итоге именно она заработает себе больше всего проблем».
Заместить российские удобрения сложно из-за того, что в конце прошлого года ряд мировых производителей сократил или остановил работу заводов.
«Рынок удобрений редеет, — подчеркивает финансовый консультант Ольга Гогаладзе. — В производстве удобрений крайне важна цена на газ. При текущей цене на газ производители удобрений в Европе останавливают заводы. А российские производители удобрений покупают газ не по спотовым мировым ценам, а по внутренним регулируемым тарифам».
Рост цен произошел на исходе 2021 года и был связан с подорожанием газа и высоким спросом в США и Европе. В целом за 12 месяцев стоимость фосфорных удобрений подскочила более чем в два раза, а на аммиачную селитру и карбамид — в 3,5-4 раза. Эксперты отмечают, что цены взлетят еще выше. С начала операции на Украине стоимость азотных удобрений в мире уже выросла на 40-50%, фосфорных и калийных — на треть.
В то же время, экономист Андрей Заостровцев уверен, что даже полное исчезновение российских удобрений для стран Европы смертельным не будет.
«В принципе подсчитано, что даже полный отказ от импорта российского газа и нефти встанет каждому гражданину ЕС примерно в 300 евро в год. Не в месяц. Правда, есть различие по странам — для некоторых выйдет за 700 евро. Но даже это не смертельно для европейцев», — высказался экономист.
Что касается России, отечественные производители удобрений вполне способны переориентировать объемы из Европы на Латинскую Америку и Азию, если решат вопрос с логистикой. В то же время, уверен Артем Голубев, главным выгодополучателем от кризиса на рынке удобрений станет Китай — он получит большее влияние в странах третьего мира, которые начнут голодать. Усилится также его экономическое влияние на Москву. В проигравших же неминуемо окажутся Европа и Россия.
Анжела Новосельцева