Восьмого апреля, Банк России понизил ключевую ставку с 20 до 17%. Чем можно объяснить такое решение? Как оно скажется на ставках по кредитам для населения? Будет ли ключевая ставка и дальше падать? Своим видением ситуации поделился с «Росбалтом» главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
— Было ли решение ЦБ о снижении ключевой ставки неожиданным?
— И да, и нет. Ждали, что оно будет принято, и достаточно быстро. Но многие наблюдатели, включая меня самого, считали, что с ключевой ставкой подождут до 29 апреля, а начнут со смягчения валютного контроля. Но сделали и то, и другое в один день.
— Почему понадобилось делать это досрочно?
— Чрезвычайность обстановки, резкость за месяц спала. Стало понятно, что временные меры должны быть действительно временными. Изначально нужно было каким-то образом не допустить резких колебаний рубля. Поэтому, когда рубль резко падал, ввели чрезвычайные меры. Теперь деньги вернулись в банки: почти все, что ушло в конце февраля — начале марта, вернулось на депозиты. Соответственно, отпала необходимость держать ставку в 20%, и регулятор принял решение ее снизить. И, поскольку рубль укреплялся быстро, решили не ждать 29 апреля. Слишком сильный рубль не нужен российскому бюджету — и сейчас, в отличие от более спокойных времен, не очень большое влияние оказывает на инфляцию.
— Последуют ли за ключевой ставкой ЦБ рыночные ставки по кредитам?
— Вопрос философский. За последний месяц ставки по кредитам населению резко выросли и стали запретительными. Если мы говорим про депозиты, там следование более прямое, и мы уже видим практически немедленную реакцию на решение ЦБ. Если мы берем корпоративное кредитование, там много кредитов с плавающими ставками, которые больше привязаны к ОФЗ, чем к ключевой ставке ЦБ. Рынок ОФЗ отреагировал очень быстро, и ставки упали на процентный пункт.
Никто изначально не закладывал, что ключевая ставка в 20%, или в 17%, как сейчас, будет действовать долго. Рынок начал закладываться на достаточно быстрое снижение ключевой ставки до конца года.
— Каких эффектов в экономике можно ждать после снижения ключевой ставки?
— Основной эффект ключевой ставки в 20% — ушат холодной воды на рынок и на экономику. Дальше, когда ставка еще снизится до более соответствующих текущим реалиям уровней, это может немного уменьшить негативные эффекты для кредитной активности. При этом проценты будут достаточно привлекательными, чтобы народ держал в банках деньги.
Я думаю, принимая решение по ключевой ставке, ЦБ будет смотреть на реакцию на валютном рынке. Обменники для покупки валюты гражданами откроют 18 апреля. Какая в итоге будет премия за наличную валюту? Как физические лица и импортеры будут вести себя на бирже?
Цены на нефть упали по сравнению с мартом, а дисконт на российские поставки остается большим. Хотя уровень цен вполне комфортный, поток валюты может несколько уменьшиться. С другой стороны, продажа чего-то за рубли — это, фактически, 100% предоплата валютной выручки. Я думаю, ЦБ посмотрит, какая будет реакция, а дальше начнет калибровать меры валютного контроля.
— Вы считаете, что ключевая ставка продолжит снижаться?
— Да, я думаю, мы увидим достаточно активное снижение уже в ближайшее время. Не уверен, что через три недели, хотя, и такое вполне возможно. Но я думаю, что к концу года мы увидим ключевую ставку, скажем так, ближе к 12%, чем к 15%.
— Я правильно понимаю, что ключевая ставка обычно отражает инфляцию? Насколько реалистично то снижение ключевой ставки, о котором вы говорите, при том, что инфляцию прогнозируют на уровне 20-22%?
— Если быть корректными, то ключевая ставка должна отражать не текущую инфляцию, а инфляционные ожидания, то есть — то, какую инфляцию ожидают ЦБ и население.
Какие сейчас ожидания по инфляции? Кто-то говорит — 22%, кто-то — 18%. Но и ставка у нас была 20%, а снизилась до 17%. Теперь инфляция начала снижение, и инфляционные ожидания на следующий год значительно меньше. Соответственно, именно это даст повод к концу 2022 года иметь более низкую ключевую ставку.
Анна Семенец