В последние дни оживилось обсуждение темы возможного скорого вступления Финляндии и Швеции в НАТО. В предыдущие годы сторонниками присоединения двух северных стран к Альянсу выступали находившиеся в оппозиции правоцентристские партии — Национальная коалиционная в Финляндии и Умеренная коалиционная в Швеции, а правящие социал-демократы считали необходимым сохранение политики нейтралитета.
В Швеции традиция неприсоединения к военным союзам насчитывает более двух столетий. У Финляндии после поражения во Второй мировой войне не было иного выбора, кроме как принять нейтралитет и выполнять роль буфера между Западом и Востоком, что она и делала с большой пользой для себя. В 1995 году обе страны вступили в ЕС, развивалось и военное сотрудничество с НАТО, но вопрос об отказе от нейтралитета всерьез не поднимался.
Военная операция России в Украине и связанный с ней острейший международный кризис резко изменили ситуацию. Вопрос о целесообразности присоединения к НАТО стал широко обсуждаться и в рядах социал-демократов.
Для Москвы реализация подобной перспективы означала бы серьезное изменение периметра безопасности. Особенно это касается Финляндии, с которой Россия имеет сухопутную границу протяженностью 1300 км. Если бы Финляндия вступила в Альянс, то общая длина границ России со странами НАТО увеличилась бы более чем вдвое. Надо иметь в виду и то, что небольшая по населению Финляндия имеет мощную армию численностью в 280 тыс. человек.
Появление такой вероятности вызвало острую реакцию в Москве. Сенатор Джабаров 6 апреля заявил, что в этом случае Финляндия «превратилась бы в мишень». Он выразил сомнение, что «финны сами подпишут карту на уничтожение своей страны». Дмитрий Песков в интервью Sky News 7 апреля выступил менее резко. Он заявил, что не считает вступление в НАТО Швеции и Финляндии экзистенциальной угрозой для России. Тем не менее он подчеркнул, что России придется «сбалансировать ситуацию» и «делать наш западный фланг все более и более изощренным с точки зрения обеспечения нашей безопасности».
Однако предостережения с востока, похоже, не слишком влияют на перевод вопроса о вступлении в Альянс в практическую плоскость, прежде всего в Финляндии. Премьер-министр Санна Марин 2 апреля заявила, что дискуссия в стране о потенциальном членстве в НАТО должна быть завершена уже весной.
Министр иностранных дел, лидер партии «Зеленый союз» Пекка Хаависто был более конкретен. После участия во встрече глав МИД стран НАТО 7 апреля он отметил, что Финляндия прояснит следующие шаги касательно возможного решения о подаче заявки на членство в Альянсе в ближайшие недели. Он пояснил, что в июне состоится саммит НАТО в Мадриде и члены блока интересуются, подадут ли к тому времени Финляндия и, возможно, Швеция свои заявки на членство. По его словам, правительство на следующей неделе представит парламенту свой анализ того, как операция России в Украине изменила безопасность Финляндии. Он добавил, что если правительство получит достаточную поддержку в парламенте, то оно будет готово быстро выступить с предложением о вступлении в НАТО. Сейчас около половины законодателей уже открыто выступают за такой шаг.
В Швеции позиция правящих социал-демократов пока менее определенна. Там правительство и оппозиция также вырабатывают оценку политики безопасности, которая должна быть завершена в конце мае. Премьер-министр Магдалена Андерссон 30 марта заявила, что нужно дождаться ее итогов, но добавила, что не исключает вступления в НАТО.
В обеих странах многое будет зависеть от общественного мнения. В Финляндии крутой поворот в этой сфере уже произошел. Широкий опрос в середине марта показал, что 62% финнов поддерживают членство в НАТО и лишь 16% настроены против. В Швеции присоединение к НАТО одобряет около половины населения. Западные дипломаты и эксперты не исключают того, что первой заявку на вступление в НАТО подаст Финляндия, и этот шаг подтолкнет принятие соответствующего решения Швецией.
Александр Ивахник, политолог — для ТГ-канала Bunin&Co