Posted 8 апреля 2022, 18:45
Published 8 апреля 2022, 18:45
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
В воскресенье, 10 апреля, во Франции пройдет первый тур президентских выборов. Несмотря на динамичную предвыборную кампанию, в которой шла активная борьба за второе место между разного рода консерваторами, прогноз на второй тур стабилен. Там встретятся действующий глава государства Эммануэль Макрон и лидер правопопулистов Марин Ле Пен. Они же боролись за пост президента и на прошлых выборах в 2017 году. Тогда французы не захотели видеть националистку главой своей республики и Макрон победил с достаточно большим отрывом.
Однако теперь финальные предвыборные опросы показывают лишь минимальный отрыв Макрона от Ле Пен. По данным компании Elabe, в воскресенье Макрон может набрать 26%, а Ле Пен 25%. Такая тенденция неуклонно прослеживалась все последние дни — чем ближе становился первый тур выборов, тем сильнее росли рейтинги Марин Ле Пен.
И тут Макрон откровенно занервничал, ведь еще недавно кандидатка от «Национального объединения» не дотягивала и до 20%. Более того, в последний день перед началом голосования на ее сторону может перейти еще часть колеблющихся избирателей. А ведь потом у Ле Пен будет еще две недели на агитацию перед вторым туром, намеченным на 24 апреля.
В попытке изменить ситуацию Макрон попытался перейти в наступление. Только вот возможностей для этого у него оказалось не так много. Действующий президент явно рассчитывал, что перемирие между Россией и Украиной будет заключено до выборов во Франции — тогда он мог бы записать это как свою дипломатическую победу. Многократные телефонные переговоры с Владимиром Путиным Макрон вел в надежде переизбраться, обретя статус главного европейского миротворца.
Но ни Москва, ни Киев не стали Макрону «подыгрывать» — никакого соглашения о перемирии нет, и оно вряд ли появится даже ко второму туру выборов. Поэтому в ход пошел «план Б». Макрон, до этого старательно игнорировавший Марин Ле Пен, внезапно атаковал ее предвыборную программу. Он попытался доказать сторонникам главы «Национального объединения», что она предлагает совершенно нереальные идеи. В частности, речь про обещания Ле Пен насчет повышения зарплат и социальных пособий. Макрон подает это как попытку добить «беднейшие» слои населения, чтобы за их счет помочь нижнему среднему классу — основному электорату националистов.
Кроме того, политтехнологи Макрона теперь стараются доказать, что Марин Ле Пен и еще один ультраправый кандидат Эрик Земмур практически идентичны по своим политическим взглядам. Часть предвыборной гонки Земмур даже шел на втором месте и был вполне реальным претендентом на пост единого «правого» кандидата. Но все же оказался для французов слишком радикальным. Зато на его фоне прежде «жесткая националистка» Марин Ле Пен превратилась в респектабельную правоцентристку. По крайней мере, так начали считать многие избиратели. И теперь Макрон пытается доказать, что это был едва ли не предвыборный сговор. И что в реальности Ле Пен и Земмур — две стороны одной медали.
Однако изменение в последний момент стратегии игнорирования главного оппонента может сыграть с французским президентом злую шутку. Пока Макрон делал вид, что не принимает Ле Пен всерьез, он не превращал эти выборы в конкуренцию всего двух политиков. Но теперь его собственными стараниями объединение всех, кого не устраивает действующая власть, вокруг фигуры Ле Пен может начаться еще до подведения итогов первого тура.
Кроме того, Макрон допустил еще одну ошибку, когда привлек внимание избирателей к предвыборной программе своего главного соперника. Наверняка ее мало кто читал раньше. Но теперь, прямо перед выборами, Ле Пен за счет своих популистских обещаний может приобрести новых сторонников.
Тем не менее, по всем формальным показателям Макрон пока лидирует, и опросы общественного мнения утверждают, что, несмотря на улучшение позиций Марин Ле Пен, во втором туре выборов у нее практически нет шансов. При этом по-прежнему слышны утверждения, что Ле Пен якобы остается для Макрона идеальным спарринг-партнером. Но суетливое поведение самого президента говорит скорее об обратном.
Впрочем, за две недели между первым и вторым турами выборов во Франции может произойти многое, что повлияет на предпочтения избирателей. В том числе, это касается того же противостояния России и Украины, за которыми французы внимательно следят весь последний месяц, опасаясь перерастания локального конфликта в общеевропейский.