Posted 7 апреля 2022, 07:10
Published 7 апреля 2022, 07:10
Modified 1 февраля, 17:54
Updated 1 февраля, 17:54
В свете укрепления рубля в последние дни появились многочисленные предсказания, до какой степени он может укрепиться. Некоторые аналитики доходили даже до цифры 50 рублей за доллар. Мне такие прогнозы кажутся сомнительными.
Во-первых, рубль еще пока не дошел до своего докризисного уровня и остается выше него процентов на 10–15. В итоге, думаю, курс будет в пределах от 70 до 90 рублей, как я и говорил еще до всех драматических событий. Между прочим, для экспортеров, с учетом выросших мировых цен на нефть и газ, нынешний курс — абсолютно комфортный.
Концептуально тут вопрос в другом: если мы начинаем переходить на внешнюю торговлю в рублях, то какой будет курс? Сейчас мы уже можем говорить лишь о частичной конвертируемости рубля — с учетом огромного количества ограничений, в том числе на покупку и вывоз наличной валюты, отсутствие у нерезидентов возможности продать ценные бумаги и перевести валюту за рубеж и т. д. Поэтому курс, я бы сказал, условно рыночный.
Конечно, если санкции — а с ними и ограничения на валютные операции — будут сняты (что едва ли случится с учетом геополитической напряженности, которая теперь явно надолго), рубль по идее должен будет ослабнуть. Но даже в этом случае курс до 120 рублей за доллар, наверное, не дойдет — потому что цены на нефть и газ в краткосрочном плане комфортны. Вводимая торговля за рубли на данный момент, на мой взгляд, никакого смысла с точки зрения валютного рынка не имеет: при 80-процентной продаже валютной выручки неважно, торгуете вы за рубли, евро или доллары. То есть пока не отменили продажу валютной выручки, идея с торговлей за рубли — это все то же самое, что было, только, как говорится, вид сбоку.
Правда, это еще и дополнительные транзакционные издержки для импортеров. А то обстоятельство, что обмен долларов на рубли будет осуществляться только через один уполномоченный банк, вообще лишает затею какого бы то ни было смысла. Гипотетически можно было бы представить, что в Европе где-то вырос бы спрос на рубли, но если система абсолютно жесткая, то в итоге ситуация по сути не меняется.
Что касается прогноза о том, что доллар скатится до 50 рублей — это глупость, мне кажется. Если финансовые власти будут продолжать пытаться хоть в какой-то степени держать рыночный курс, в этом случае доллар с большой вероятностью стоил бы 100 рублей (хотя я все равно продолжаю придерживаться своего прогноза — 70–90 рублей).
Для роста инфляции, кстати, ключевое значение сейчас имеет не столько курс (который, конечно, сильно влияет на инфляцию при прочих равных), сколько нарушившиеся логистические цепочки и просто отсутствие товаров. Поэтому сейчас гораздо важнее понять, какие из этих цепочек порвались окончательно, а какие удастся восстановить какими-то обходными путями через третьи страны или фирмы-прокладки. Понять, где возможно достаточно быстрое импортозамещение (а оно возможно далеко не везде). Так что сейчас инфляционным фактором выступает сократившееся предложение и опасение, что оно сократится еще быстрее, чем можно было ожидать.
Андрей Нечаев, экономист