По оценкам независимого демографа Алексея Ракши, в России после волны «омикрона» у подавляющего количества населения есть иммунитет и антитела против коронавируса. Правда, спасет ли это от новых штаммов, это вопрос, говорит эксперт. Беседу полностью можно послушать в подкасте «Росбалта» «Включите звук».
— Есть ли какие-то данные о начале новой волны пандемии в мире? На «родине» COVID-19, в Китае, новая вспышка этого заболевания. Где еще отмечен рост заболеваемости?
— Китай испытывает волны коронавируса с большим опозданием. Это страна с самой строгой антиковидной политикой. У китайцев получается задерживать приход к себе новых волн таким образом, что к моменту, когда она у них появляется, почти во всех остальных странах она уже прошла. То, что они сейчас на себе испытывают, мы прошли в феврале.
— Отмечен ли рост заболеваемости в других регионах?
— Есть рост заболеваемости в разных странах Европы, но избыточная смертность уже не такая, как раньше. Видимо, сейчас мир переходит к такому временному постковидному состоянию, когда, к счастью, умирает не так много людей.
— Какой была избыточная смертность в январе–феврале этого года?
— В январе она была очень низкой. По моим расчетам, это 25350 человек. В феврале резкий рост — умерли 146160 россиян. В марте она может составить, по предварительным оценкам, 44200 человек. При этом во второй половине марта она была гораздо ниже, чем в первой. Таким образом, пик избыточной смертности мы наблюдали в начале марта, хотя пик заболеваемости был в конце января.
— Можно ли сегодня сказать, что «омикрон» действительно оказался менее смертоносным по сравнению с предыдущими штаммами?
— Да, при сравнении тех цифр, которые я назвал, с теми, которые были осенью, это можно подтвердить. Смотрите: в ноябре 2021-го избыточная смертность была 116 тысяч человек. В 2,5-3 раза выше, чем сейчас. «Дельта» была такой катастрофичной в прошлом ноябре, но и оригинальный уханьский штамм унес примерно 87 тысяч в ноябре и 82 тысячи в декабре 2020 года. Пятая волна из всех по смертности на четвертом месте в России.
— Сколько привилось в России?
— В России вакцинация фактически приостановилась за последний месяц. Во-первых, прививку так и не сделали обязательной. Во-вторых, народ совсем устал от непоследовательности властей в этом вопросе. И вообще у нас сами знаете, что началось. Про ковид сейчас мало кто думает, поэтому и темпы вакцинации в России опустились до очень низких. Первичная вакцинация в сутки примерно 20 тыс. по стране. Пик был в конце марта — 67 тыс. в день. С начала февраля эта цифра не превышала 70 тыс.
Вторых доз вкалывают еще меньше. Ревакцинация тоже практически остановилась. Ее суточный пик пришелся на середину февраля, когда это было 100-150 тыс. Сейчас это 30, 40 или 70 тыс. в сутки.
— Сколько в мире привилось людей?
— Сейчас на Земле привилось 4,5 млрд, 59% примерно. В России 51%. Тут важно, когда была сделана последняя прививка. Если после нее прошло более полугода, а тем более год, то толку от этой прививки уже нет. Поэтому такая статистика уже не может приниматься во внимание. Реально людей с иммунитетом из-за прививок меньше, чем в этих цифрах. Но в целом россиян с иммунитетом больше из-за того, что люди переболели коронавирусом.
По моим оценкам, именно в России после волны «омикрона» у подавляющего количества населения есть иммунитет и антитела против вируса. У 90% населения. Правда, спасет ли это от новых штаммов, это вопрос.
— Мы общались в начале февраля с известной научной журналисткой Ириной Якутенко. Она сказала, что если люди не будут прививаться, то «омикрон» станет «очень плохой вакциной».
— Да, он очень быстро распространяется и не очень губительный. На 1000 заразившихся смертей на порядок меньше, чем у «дельты», но гораздо больше людей заболевает, поэтому разница в смертности все-таки не десятикратная, а двух-трех кратная. И все равно это лучше, чем то, что было осенью прошлого года, или то, что было в России в июле. В первую «дельта-волну».
Сейчас в подавляющем большинстве регионов России заболеваемость находится на рекордно низких уровнях. Такого не было с апреля 2020 года, с самого начала пандемии. Сейчас хорошее время, чтобы общаться, пока у нас не случилось какой-нибудь новой волны. Возможно, ее и не будет или ее придется ждать очень долго. Этот вопрос нельзя закрыть, но он не просто так ушел из повестки.
Хотя избыточная смертность с начала эпидемии, по моим подсчетам, у нас 1140000 человек, в данный момент она очень небольшая. И будет дальше снижаться. У нас сейчас на повестке, конечно, совершенно другие проблемы, но ковид ушел на второй план не только потому, что его вытеснили более страшные события.
Беседовал Петр Годлевский