Надежды противников Виктора Орбана на то, что ему не удастся одержать на парламентских выборах четвертую победу подряд, не оправдались. Такие надежды казались реальными прошлой осенью, когда объединенная коалиция из шести оппозиционных партий, включая социалистов, зеленых, либералов и правых, на праймериз определила общего кандидата на пост премьер-министра для соперничества с Орбаном и его партией «Фидес» на будущих выборах. Им стал беспартийный мэр небольшого города Ходмезевашархей Петер Марки-Зай.
Его облик никак не вписывался в ряд традиционных противников национал-популиста Орбана слева. Марки-Зай — практикующий католик, примерный семьянин с семью детьми. Он не скрывал свои консервативные взгляды, более того — подчеркивал, что, в отличие от Орбана, придерживался их всегда. При этом он занимал четкие проевропейские позиции и, как и вся объединенная коалиция, ставил главной целью слом режима «нелиберальной демократии», который выстраивает Орбан более 10 лет. Марки-Зай быстро приобрел общенациональную популярность, и рейтинги «Фидес» и оппозиционного альянса практически сравнялись.
Ближе к выборам стало ясно, что Орбан с помощью подконтрольных ему государственных и частных СМИ сумел переломить ситуацию и, судя по опросам, должен был победить, но с небольшим отрывом. Однако победа оказалась неожиданно крупной. По национальным партийным спискам «Фидес» получила 53% голосов, а оппозиция — 35%. Кроме того, кандидаты от правящей партии победили в 88 одномандатных округах из 106. Лидер оппозиции Марки-Зай в своем округе отстал от конкурента из «Фидес» на 12 п. п.
В новом составе парламента «Фидес» будет иметь 135 мест из 199, т. е. две трети, а оппозиционная коалиция — 56 мест. 7 мандатов получит крайне правая партия «Наше отечество». «Возможно, мы никогда не выглядели так хорошо, как сегодня вечером. Мы достигли такой победы, которую можно увидеть даже с Луны, а уж из Брюсселя — тем более», — заявил Орбан своим сторонникам.
В ходе избирательной кампании оппозиция выдвигала на передний план лозунги борьбы с масштабной коррупцией, роста финансирования здравоохранения и образования, восстановления независимости судебной системы и СМИ, улучшения отношений с ЕС. В свою очередь Орбан поднимал свои фирменные темы противодействия нелегальной миграции, защиты традиционных ценностей и семьи, отпора федералистским устремлениям брюссельской бюрократии.
Но в последний месяц в центр предвыборной борьбы вышли события, связанные с российской военной операцией в приграничной Украине. Орбан решительно изменил тон своей кампании и стал представлять голосование как выбор между миром и стабильностью, которые обеспечивает он, и войной и хаосом, к которым толкает страну оппозиция. Он поддержал антироссийские санкции ЕС и открыл границу украинским беженцам, но отказался предоставлять территорию Венгрии для транзита западных вооружений в Украину, выступил против отказа от российских энергоносителей и воздерживался от критики в адрес президента Путина. На заключительном митинге в пятницу Орбан заявил: «Это не наша война, мы должны держаться от нее подальше».
В свою очередь, оппозиция призывала действовать в тесной связке с ЕС и НАТО, оказывать более активную поддержку Украине, в т. ч. оружием, и критиковала Орбана за половинчатость и давние тесные связи с Путиным. Аргументация премьера, мощно распространяемая провластными СМИ, оказалась явно ближе венгерскому «глубинному народу», остро ощутившему свою незащищенность.
Можно предположить, что после победы Орбан будет продолжать свой особый курс в отношении украинского конфликта, что может привести к обострению противоречий с Брюсселем. В рамках ЕС Венгрия все больше будет оказываться в одиночестве. Уже резко ухудшились отношения с ее ближайшим союзником на протяжении последних лет — Польшей. Под большим вопросом будущее неформальной Вышеградской четверки, куда помимо Польши и Венгрии входят Чехия и Словакия.
Александр Ивахник, политолог — для ТГ-канала Bunin&Co