На «родине» COVID-19, в Китае, новая вспышка этого заболевания. По сравнению с февралем, согласно данным Wordometers, число заболевших в марте выросло более чем в 12 раз! Звучит, согласитесь, жутковато, но если назвать это самое число инфицированных, то окажется, что в первом весеннем месяце их было… чуть меньше 40 тыс. человек, умерли двое! Это на всю почти полуторамиллиардную КНР (для сравнения — в марте в РФ чуть меньше полутора миллионов). На самом деле, если формально, инфицированных в Китае в несколько раз больше — просто в Поднебесной бессимптомных обладателей положительного ПЦР-теста больными не считают, и учитывают отдельно.
Тем не менее, Китай продолжает проводить политику «нулевой терпимости» к вирусу, и в связи с этим в 25-миллионом Шанхае, где за одни сутки в начале недели выявили аж 60 случаев заражения, с понедельника ввели жесткий локдаун со всеми его прелестями — удаленной работой, переходом на доставку продуктов на дом и т. п. Ну, не нам обвинять китайцев в излишних фобиях, но мы, как известно, идем другим путем и не только мы.
Между тем, в отличие от Китая, и в России, и на всем постсоветском пространстве зафиксировано существенное снижение числа зараженных. Например, в Грузии — в марте десятикратное падение по сравнению с февралем, в Узбекистане — то же самое, в Азербайджане — в 20 раз меньше, а в Казахстане и вовсе — примерно в 25! Показатели РФ на этом фоне смотрятся достаточно скромненько: в феврале было 4,54 млн инфицированных, в марте — 1,44 млн. Но и этого оказалось достаточно, чтобы еще 15 марта в Москве был отменен масочный режим, в Новосибирской области это сделали 30-го, но вот, например, в Свердловской его продлили еще на неделю.
Повторимся, что такая тенденция в марте наблюдается на всем постсоветском пространстве, в отличие от января и февраля, когда число инфицированных росло за месяц в разы, зато и смертность здорово уменьшалась. В этом, кстати еще одна особенность марта, впрочем, это удобнее посмотреть на конкретных цифрах.
Азербайджан — инфицированность снизилась в 20 раз, смертность — только в 2,5.
Армения — снижение в 19,3 и в 2,7 раза сотвественно.
Белоруссия — 4,1 и 1,26.
Грузия — 10 и 2.
Казахстан — 24,6 и 5,6.
Киргизия — 5 и 2,5.
Латвия — 1,8 и смертность практически та же, что и в феврале. Кстати, и в этой республике решено отказаться от суровых антиковидных мер.
Литва — 1,8 и 1,2.
Молдавия — 5,2 и 2,7.
Россия — 3,1 и 1,2.
Таджикистан — здесь здоровы вообще все.
Узбекистан — 10 и 35. Эта страна единственная, где уменьшение смертности превысила снижение числа заболевших.
Украина — 4,7 и 2,2.
Эстония — снижение инфицированности в 2,5 раза и увеличение смертности на 10%.
Ну, «уменьшение в разы» — это, конечно, здорово, а вот как выглядят цифры для каждой постсоветской страны в пересчете на 100 тыс. населения. Тут три «балтийские сестры» вне конкуренции. Даже постоянный лидер, Грузия, от них отвалилась на приличную дистанцию, но лишь по инфицированности, а не смертности.
Каковы перспективы? Вроде бы, ковид повел себя как обычный сезонный вирус и начал отступление, но не все специалисты считают, что это так. Например, известный вирусолог Петр Чумаков заявил (его мнение приводит Lenta), что пандемия COVID-19 в мире продлится еще около полутора лет. Он допускает, что после спада коронавируса стоит ждать прироста, поскольку уровень коллективного иммунитета к COVID-19 у россиян снизится через месяц, вслед за чем последует еще несколько волн. К сожалению, в своих опасениях он не одинок.
Александр Кривенков