В Северной столице стартует первый этап транспортной реформы. Чтобы без опозданий добраться до работы в новых реалиях, «Росбалт» сделал для читателей шпаргалку.
Новая модель транспортного обслуживания предполагает полный отказ от коммерческих маршруток, по поводу чего звучало много критики со стороны городских депутатов и жителей.
Утешает, что коммерческие перевозчики покинут рынок не одномоментно: часть сделает это с 1 апреля, другие — с 1 июня и с 15 июля. Общее число автобусных маршрутов сократится на четверть: сейчас их 603, останется 457. Исчезнут дублирующие направления, при этом Смольный обещает, что появятся новые линии.
«Сложившуюся сегодня систему наземного общественного транспорта сложно назвать эффективной, — уверен Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий ИТП „Урбаника“. — Это результат многолетней трансформации грамотно спроектированной когда-то сети советского образца в условиях хронических финансовых ограничений и развития частного рынка перевозок. С одной стороны, администрации города удалось сохранить, а затем и начать развивать систему социальных маршрутов. С другой стороны, именно частные „маршрутки“ до сих пор занимают существенную долю рынка. Да, многие из них ходят по востребованным направлениям, и эти направления лучше сохранить, но сами их трассы часто были выстроены не для максимально быстрой и удобной доставки пассажиров до пунктов назначения, а для получения максимальной прибыли перевозчиками».
Это неплохо ровно до того момента, пока эти две цели ни начинают друг другу противоречить. Также такие маршруты слишком часто дублируют друг друга. Кроме того, считает эксперт, в рамках единой транспортной системы абсолютно недопустим принцип, когда на одни маршруты распространяются длительные билеты, а на другие нет. Билетная политика должны быть не только единой, без конкуренции (так как транспорт — это инфраструктура), но и привлекательной для горожан.
Ряд тарифов на городской пассажирский транспорт общего пользования изменится. Так, отменят участковый тариф, который применялся на 9 автобусных маршрутах, связывающих удаленные районы города: Петергоф, Ломоносов, Зеленогорск, Сестрорецк, Пушкин. Их поделили на 2 или 3 тарифных участка. Максимальная стоимость проезда по участковому «гостевому» тарифу сейчас доходит до 180 рублей и 120 рублей — по билету «Подорожник». С 1 апреля стоимость проезда на этих маршрутах будет приравнена к общегородскому тарифу и составит 60 и 40 рублей.
Километровый тариф будет отменен на автобусных маршрутах пригородного сообщения, связывающих Петербург и Ленобласть — в 2021 году был установлен предельный тариф не более 5,7 рублей за км. Максимальная стоимость оплаты проезда сейчас доходит до 200 рублей. Начиная с апреля цена проезда на автобусных маршрутах пригородного сообщения будет также составлять 60 рублей по «гостевому» тарифу и 40 рублей по билету «Подорожник».
Также вводится новый тариф «60 минут». У владельцев электронного билета «Подорожник» будет возможность использовать пересадочный тариф «60 минут», по которому стоимость первой поездки на социальном маршруте наземного транспорта составит 40 рублей, стоимость второй поездки составит 10 рублей, третья и последующие поездки в течение одного часа будут бесплатны для пассажира.
Важно: после 1 апреля станет невозможным наличный расчет в общей сложности в автобусах 97 социальных маршрутов: № 1Кр, 2Кр, 3Кр, 2А, 4, 5, 10, 16, 21, 25, 30, 34, 35, 36, 43, 53, 55, 58, 63, 64, 68, 69, 72, 73, 78, 83, 85, 88, 89, 95, 96, 99, 108, 111, 112, 117, 119, 122, 129А, 134А, 134Б, 159, 162, 163, 164, 166, 167, 169, 173, 176, 180А, 183, 185, 189, 191, 192, 207, 208, 229, 230, 233, 235, 247, 248, 251, 255А, 255Б, 259, 267, 279, 283, 285, 290, 293, 302, 303, 306, 307, 309, 310, 311, 312, 315, 324, 350, 358, 374, 386, 388, 399, 406, 433, 435, 462, 487, 497 и 567.
Цвет для новых автобусов выбран единый — голубой. С 1 апреля на городские маршруты выйдут 300 новых белорусских автобусов. К лету, как обещают в Смольном, в городе будут курсировать около 900 новых МАЗ.
Также власти намерены распространить бескондукторную систему оплаты проезда — в Смольном уверены, что она сэкономит время пассажиру и снизит нагрузку на бюджет города. Начиная с 1 апреля, все виды наземного транспорта будут работать без кондуктора, входить и выходить можно будет через любые двери. В каждом салоне будут установлены камеры, а штраф за безбилетный проезд поднимется до 2500 рублей. За своевременной оплатой проезда пассажирами будут следить работающие на маршрутах контролеры.
Сейчас в Петербурге действует 689 маршрутов наземного транспорта, из них 467 социальных: 42 трамвайных, 46 троллейбусных, 15 ночных автобусных, 319 городских автобусных и 60 пригородных, а также 222 коммерческих.
С 1 апреля с улиц исчезнет 31 маршрутка (К-1, К-2, К-3, К-4, К-9, К-10А, К-30, К-53, К-55, К-68, К-88, К-90, К-91А, К-119, К-155А, К-155Б, К-193, К-201, К-208, К-232, К-252А, К-259, К-278А, К-279, К-283, К-302, К-305А, К-367, К-385, К-407, К-539). Вместо них заработают 24 новых социальных автобуса. Некоторые только избавятся от буквы «К» на лобовом стекле, сохранив прежний цифровой номер: например, К-208 станет № 208, К-259 — № 259, К-279 — № 279, К-283 — № 283, К-302 — № 302.
Но не все так просто Так, № 21 заменит К-167, № 78 — К-9 и К-278А, 180А — К-539 (но лишь частично), № 207 — К-407, № 230 — К-30, № 233 — К-3 МЕГА, № 235 — К-55, № 247 — К-2 МЕГА, № 248 — К-1 МЕГА, № 251 — К-152, № 255А и 255Б — К-155А и К-155Б, № 267 — К-367, № 285 — К-385, № 290 — К-90, № 293 — К-193, № 303 — К-305А, № 324 — К-201, № 399 — К-10А.
С точной конфигурацией новой транспортной сети для собственных привычных коммуникаций стоит ознакомиться на сайте «Организатора перевозок» в подразделе «Изменения социальных маршрутов».
18 действующих социальных маршрутов будут продлены, сокращены или пойдут по другим улицам. В числе увеличивших свою протяженность — маршруты № 34 (продление по ул. Орджоникидзе и ул. Ленсовета), № 36 (от метро «Бухарестская» до Карбюраторного завода и от Звездной улицы до разворотной площадки «Московское шоссе, 33»), № 53 (будет продлен по маршруту № 51 до ЖБИ-1 в Рыбацком, 51‑й будет закрыт), № 112 (продление через станцию метро «Старая Деревня» и «Комендантский проспект» до «Удельной», вместо К-232), № 134А и 134Б (до разворотной площадки «Репищева улица»), № 162 (до Нового Петергофа через Ропшинское шоссе). Появятся дополнительные «петли» у № 169 (заезд на ул. Кржижановского к ЖК «Ладожский парк») и № 315 (заезд на Сестрорецкое шоссе, № 314 будет закрыт).
Пять маршрутов будут сокращены: № 96 теперь доедет только до метро «Купчино», № 55 — до Единого центра документов (вместо К-4), № 69 сокращен до пр. Культуры, № 176 перестанет подъезжать к РНИИТО им. Вредена (в связи с открытием маршрута № 78), путь № 183 пройдет по Среднеохтинскому проспекту и будет ограничен Новой Охтой. Изменят трассы № 487 (пройдет по Ивангородскому проспекту), № 159 (по Сызранской улице), № 163 (по пр. Ветеранов), № 164 (поедет прямо по пр. Наставников).
Кроме того, с 1 апреля снова заработают четыре закрытых из‑за коронавируса автобуса: № 35 (от метро «Нарвская» на Канонерский остров), № 166 (Старая Деревня — Камышовая улица).
Часть пассажиропотока уходящих маршруток возьмут на себя троллейбусы. Усилены маршруты № 11, 22 и 44, больше троллейбусов будут выходить на трассы № 3, 31 и 38. На следующих этапах транспортной реформы усиление затронет троллейбусные маршруты № 16, 17, 22, 28, 29, 32 и трамвайные маршруты № 3, 7, 20, 23, 27, 43, 45, 55, 60. Всего же в период перехода на новую модель транспортного обслуживания будет усилен 21 маршрут городского электротранспорта (12 троллейбусных и 9 трамвайных направлений).
На первых порах петербуржцам явно придется закладывать на дорогу до работы больше времени, чем обычно, чтобы успеть разобраться в новшествах.
Анжела Новосельцева