Posted 31 марта 2022, 09:14
Published 31 марта 2022, 09:14
Modified 30 марта, 08:20
Updated 30 марта, 08:20
Российским производителям продовольствия, в том числе молочной продукции, детского питания и напитков, не удастся быстро заменить иностранную упаковку, и на первых порах ее нехватка может даже привести к временному сокращению ассортимента на полках магазинов. Об этом в беседе с РИА «Новости» предупредила старший директор-руководитель группы корпоративных рейтингов АКРА Екатерина Можарова.
Она напомнила, что в начале марта норвежский производитель асептической тары Elopak (бренд Pure-Pak) заявил о немедленной приостановке деятельности в РФ из-за ее военной операции на Украине. Позднее владелец крупнейшего производителя упаковки (завод Tetra Pak в подмосковной Лобне) заявил о снижении производства в России, кроме выпуска тары для жизненно важных молока и детского питания, отмечает ПРАЙМ.
«Полагаю, что быстро заменить упаковку производителям не удастся. Безусловно, и необходимость технологических изменений или поиск новых поставщиков, и снижение предложения, даже если оно будет краткосрочным, повлечет рост цен на продукцию для конечного потребителя. Нехватка упаковки может привести к временному сокращению предложения продукции на полках», — указала эксперт.
Она пояснила, что упаковка Tetra Pak состоит из картона, полиэтилена и фольги, а расфасовка продукции осуществляется по специальной технологии в стерильных условиях, что позволяет продуктам храниться долго, поэтому процесс замены будет непростым для отрасли.
«На современных заводах линии по розливу высокоавтоматизированные и заменить один тип упаковки на другой крайне непросто, а иногда просто невозможно. У нашей страны уже был многолетний опыт многоразового использования стеклянной тары, но, чтобы наладить переход, потребуется время. Однако данные сложности подтолкнут производителей перейти на более экологичную упаковку, такие как перерабатываемый пластик, металл и стекло», — считает Можарова.
Впрочем, накануне глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев заверил, что российские власти вместе с бизнесом ищут новых поставщиков упаковки.
Тем временем, отмечает газета «Известия», рестораны, торговые сети и производители готовой еды столкнулись с ростом цен на упаковку для блюд. В марте она подорожала до 50% — речь идет о пластике и бумаге. Об этом изданию сообщили российские компании — «Шоколадница», «Якитория», «Азбука Вкуса» и другие. Они получили уведомления о повышении цен от производителей.
Теперь одни компании запасаются упаковкой впрок, другие ищут более бюджетные аналоги. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России уже запросила у крупнейших производителей упаковки информацию для анализа обоснованности увеличения стоимости, сказали «Известиям» в ведомстве. В случае выявления нарушений будут приняты меры.
Напомним, 21 февраля 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указы о признании независимости самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а уже 24 февраля выступил с экстренным обращением к россиянам и объявил о специальной военной операции в Донбассе. В своем выступлении он заявил, что «обстоятельства требуют от России решительных действий», и подчеркнул, что «Россия не допустит появления у Украины ядерного оружия». Целями спецоперации назывались «демилитаризация и денацификация» Украины.
В ответ на действия России страны Запада (США, Канада, Евросоюз, Великобритания, Япония) объявили о новых, более жестких, санкциях против РФ, в том числе финансово-экономического характера.
За хроникой событий вокруг Украины можно следить здесь.