Алексей Чадаев. Различие в российской и украинской политической модели

31 марта 2022, 21:05

Один из уроков, преподанных русскими революциями начала ХХ века — то, что классовый антагонизм может успешно конкурировать с национально-патриотической мобилизацией и быть фактором поражения в войнах.

Наша патриотическая общественность много вылила яда на обласканных до недавнего времени властью представителей медийно-культурной богемы, которые в нынешнем конфликте выбрали позицию пораженчества. Однако они, эти верные ленинцы, всего лишь последовали классовой логике. Зеленский — плоть от плоти их среды, буквально бывший коллега (причем в медиатусовке каждый третий с ним был лично знаком и каждый пятый на каких-нибудь проектах пересекался), да еще и «сумел стать властью». В нынешней России ни для кого из них такое даже теоретически невозможно. Путинская Россия их глазами — это государство силовиков, чиновников и влиятельных петербургских семей, а они — обслуга, с мнением которой давно уже никто не считается, только спускают методички, и то не всем и не всегда.

Короткий «роман» российской власти с городским креативным классом закончился вместе с Болотной и уходом из власти Суркова, после чего он весь, буквально как класс, на подозрении как потенциальная пятая-шестая колонны. А недавно Дугин написал еще и про «седьмую» — то есть про тех, кто, даже работая в прорежимном агитпропе и транслируя нужные формулы, втайне исповедует взгляды идеологического противника, но тщательно шифруется.

И здесь как раз работает это различие в российской и украинской политической модели. Украинская власть — это никакой не «хутор», и никогда им не была. Это продукт в основном скорее восточноукраинского городского креаклитета, включая и таких его экзотических представителей, как выпускник харьковского истфака Билецкий, создатель и вдохновитель «Азова» (изначально — экстремистский, запрещенный в России добровольческий националистический батальон). Роль пресловутых «западенцев» там миноритарная — она сводится к роли патентованных носителей исконной идентичности, включая язык — примерно как у религиозников в Израиле. А так вся эта, по Путину, «Анти-Россия» — о том, как хай-миддлы могли бы построить свое государство без всей этой тяжеловесной феодально-имперской надстройки. Да, и с олигархами, и с силовиками, и с внешними кураторами, но тем не менее прописью:

  • Украинская модель — «городской креативный класс» входит, наряду с прочими, в число классов _правящих_. И во многом еще и поэтому встал стеной не только на защиту Украины, но и на защиту своего социального места: в «русском мире» для них оно просто не предусмотрено.
  • Российская модель — не только не входит, но и числится «системой» весь целиком, как класс, на подозрении как потенциально неблагонадежный. Включая и присягнувших, в которых бдительный товарищ майор все равно предполагает и всегда будет предполагать «двойное дно».

И поэтому, даже в условиях нынешнего противостояния, идея когда-нибудь сделать из России «Украину» или несколько «Украин» — очень, очень привлекательная мечта для их здешних «одноклассников». Безотносительно к любви к Родине.

А реальный идеолог превращения империалистической в гражданскую, напомню, по-прежнему лежит-таки на площади в центре Москвы, а вовсе не Киева. И Путин неслучайно так много всего нехорошего сказал в последние месяцы именно в адрес его незримой тени.

Морали, в общем, опять не будет.

Алексей Чадаев, политолог

#Политика #Всегда актуально #Реакция
Подпишитесь