Posted 30 марта 2022, 09:29
Published 30 марта 2022, 09:29
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Журналист Алексей Волошинов делится своим опытом обустройства в Тбилиси, куда он переехал после начала «специальной военной операции» РФ на Украине.
— Мы общались с тобой две недели назад. Тогда ты говорил о первых впечатлениях от Грузии и даже отметил, что поначалу там было недовольство новыми мигрантами, но оно сходит на нет. Как сегодня смотрят на россиян в Тбилиси?
— Смотрят по-разному, чего греха таить. Местные жители обеспокоены. Называются разные цифры, сколько сейчас россиян находится в Грузии. Точно непонятно. Власти говорят, что порядка 10-15 тысяч наших соотечественников оказались здесь, но ходят разговоры и о 30-40 тысячах.
Местные побаиваются такого положения дел, поскольку ходят слухи, что такой массовый приезд россиян может спровоцировать эскалацию замороженных конфликтов на территории Грузии. Россия, как известно, признала Абхазию и Южную Осетию.
На бытовом уровне я не стакивался с какими-то видами дискриминации. Лишь однажды мне отказались сдать квартиру, потому что сын хозяйки погиб во время конфликта в Южной Осетии. Эмоционально я, конечно, могу понять этот отказ. С бытовой дискриминацией по факту гражданства, чтобы куда-то не пускали или где-то не обслуживали, столкнуться не довелось.
На днях я узнал от местных журналистов, что в Тбилиси начали появляться листовки с кьюар-кодом — «ловушкой» для россиян. Написано, что если вы сканируете код, то попадете на сайт сервиса по аренде жилья или музыкальную платформу. На самом деле открывается ролик на YouTube, в котором излагается точка зрения на происходящее сегодня на Украине. Это не массовая акция. Я проверил, что просмотров у ролика немного. Порядка 10 тысяч.
Повторю, что я не сталкивался с какими-то проблемами на улице, в магазине или в такси, хотя слышал, что подобные инциденты бывают с россиянами. Отмечу, что я не начинаю с грузинами говорить на русском языке. Здороваюсь по-грузински и продолжаю разговор на английском. На русский я перехожу, если меня не понимают, либо если люди сами начинают со мной беседовать по-русски. Видя, например, значок с надписью на русском на лацкане пальто.
— Нет ли опасений в Грузии, что эмигранты изменят ситуацию на рынке труда? Вытеснят с него местных специалистов?
— Что касается рынка труда, то опасений нет. Они есть, например, в отношении рынка аренды недвижимости, потому что квартиры в Тбилиси, Батуми и других городах подорожали страшно. Простая студия в Тбилиси обойдется вам в 400 долларов за месяц, если повезет.
Как правило, россияне не претендуют на рабочие места грузин. Они трудятся удаленно или открывают на месте какие-то стартапы и, наоборот, создают новые рабочие места. Я уже говорил, что таких «беженцев» хотела бы принять любая страна. Это люди с какими-то деньгами, каким-то заработком. Они тратят здесь свои средства, платят налоги, снимают недвижимость.
В Грузии очень лояльные законы по отношению к IT-компаниям, поэтому многие регистрируют здесь свой бизнес. Перевозят сотрудников. Нанимают и местных специалистов, как я знаю.
— Для ведения бизнеса и просто нормальной жизни требуется счет в банке. Легко ли его открыть? Не сталкивался ли ты с тем, что банки требовали подписания россиянами документа об осуждении спецоперации РФ на Украине?
— Две недели назад я открыл счет и неделю назад получил карту. Буквально вчера мне удалось получить первый денежный перевод из России. Это было сделано с помощью одной из международных платежных систем. При этом потерял около 25% суммы. Комиссия за перевод была небольшая, но внутрибанковская конвертация рублей в лари «съела» очень приличную сумму. Курс рубля в банке отличается от официального. Он сильно занижен. В тот день 1 лари стоил примерно 35 рублей, а мне в банке пересчитали почти по 45.
Это политика банков, у которых невозможно найти курс, приближенный к официальному. Есть обменные пункты, где курс более приемлемый, но в банке, если получаешь перевод в рублях, тебе их не выдадут. Скажут, что их нет, и могут только в лари тебе эти деньги зачислить на счет.
Его я открыл, кстати, без проблем. Правда, была большая очередь. Приехал я в банк около 13.00, а вышел уже после закрытия в 18.30. Сейчас ажиотаж спал и все можно сделать гораздо быстрее. Хотя я открывал счет в одном из самых лояльных к россиянам банке, при входе в его отделение висит флаг Украины и баннер с фразой, прославляющей эту страну. При этом мне не давали ничего подписывать. Никаких бумаг об осуждении «специальной операции» я не видел.
От меня потребовали только паспорт, спросили о моих источниках доходов. Я ответил, что предприниматель. У меня действительно в России зарегистрирован бизнес. Этого клеркам банка вполне хватило.
Многие из тех, кто приехал сюда, уже смирились с мыслью, что на деньги из России рассчитывать не стоит. Сейчас формально есть возможность их получать с большой потерей, но и она может исчезнуть в любой момент. Мне боязно за людей, которые приезжают сюда с российской зарплатой в рублях. Им здесь придется непросто.
Беседовал Петр Годлевский