Мне часто задают вопрос: в чем смысл продажи газа за рубли? Попробую объяснить в логике примерно такой же, какую использую в общении студентами. Главное в ней — создание логических цепочек в экономике.
Итак, несмотря на присутствие во всем мире долларовых купюр, доллар присутствует только в США. Платеж между двумя долларовыми счетами в России на самом деле проходит (проходил) между корреспондентскими счетами двух российских банков в США. Для этого оба банка должны иметь на этих счетах безналичные доллары. Более того, для покупки наличных купюр с последующим их ввозом в Россию их нужно купить с того же корреспондентского счета. И в США нет никаких евро, они также существуют в Европе. И принцип расчетов такой же.
Проще всего это характеризует старый и один из моих любимых анекдотов. В начале 1990-х новый русский возвращается из поездки по США в Россию. Его спрашивают: что тебя там больше всего потрясло? Он отвечает: ну, там все круто, но больше всего меня потрясло — оказывается, ихний доллар это и есть наш бакс.
А теперь к расчетам за рубли. Никаких рублей ни в Европе, ни в США нет. Рубли есть только в России. Значит, чтобы заплатить «Газпрому» за газ, европейцы должны открыть корреспондентские счета в рублях, купить их за евро на бирже или у Центробанка и заплатить ими «Газпрому». Сейчас цепочка иная: «Газпром» получает евро, идет на биржу, продает (по новым правилам минимум 80%), получает рубли и использует их. ЦБ, покупая их (евро — ред.), формирует золотовалютные резервы.
Так в чем же разница? С точки зрения количественной — это 20%. В первом случае покупаются заранее все 100%, во втором — продается 80%. С экономической точки зрения никакой радикальной разницы нет. Но политически разница большая — мы торгуем только за рубли национальным достоянием. Впрочем, и на дверях первого «Макдоналдса» (уже ушедшего от нас) было написано: торгуем только за рубли….
Анатолий Ходоровский, экономист, преподаватель, автор ТГ-канала «ХАМский взгляд».