Из Санкт-Петербурга в Хельсинки из 27 марта в 15:30 отбыл последний скоростной поезд Allegro. Такое решение в соседней стране приняли из-за европейских санкций против РЖД.
Кто-то ездил в Хельсинки за сыром и бытовой химией, кто-то — на рабочие совещания. У одних в Финляндии жили друзья и родственники, другие спешили в аэропорт, из которого можно вылететь в любую из стран Европы. Так или иначе, ностальгировать по Allegro петербуржцы начинают уже сегодня.
«Вы на поезд? Через 20 минут закрываю зал», — предупреждает женщина в форме с логотипом РЖД.
В маленьком терминале Allegro на Финляндском вокзале царит суматоха — людей очень много. Перед турникетом парень в черном пальто обнимает девушку. Говорят по-фински.
Девушка неподалеку в слезах яростно стучит по экрану смартфона. Рядом огромный полосатый чемодан — с ним ее только что не пропустили на платформу. Билет просканировать не вышло, видимо, не прошла покупка на сайте.
Скоростной поезд Allegro — собственность компании «Карельские поезда», совместного предприятия VR и РЖД. Хельсинки и Петербург он связывал с 2010 года, и с тех пор сообщение прервалось лишь однажды, но почти на два года — из-за пандемии коронавирусной инфекции. Три месяца назад перевозки возобновили для россиян с открытой шенгенской визой и европейской вакциной.
Вскоре возник новый форс-мажор — российская военная операция на Украине и последующий шквал европейских санкций, захлестнувших и РЖД.
Впрочем, Allegro сдался не сразу: еще 2 марта глава финской железнодорожной компании VR Лаури Сиппонен заявлял, что перевозки продолжат, чтобы выехать из страны смогли граждане Финляндии.
«Allegro — практически единственный вариант для тех россиян, которые покидают свою родину», — добавил Сиппонен и уточнил, что вопрос о прекращении железнодорожного сообщения решается на уровне ЕС и правительства Финляндии.
Тут же возник ажиотаж — билеты 1 и 2 класса стоимостью от 50 до 90 евро раскупали очень быстро. С конца февраля, по информации Северо-Западного таможенного управления, границу на Allegro ежедневно пересекали от 500 до 900 человек. 70% пассажиров — россияне, севшие на поезд для транзита в третьи страны.
25 марта стало известно, что через три дня поезда все-таки отменят совсем — в VR заявили, что все финны уже должны были вернуться на родину, а раз так, то и эксплуатация Allegro теперь нецелесообразна. «Трафик приостановлен временно», — гласили официальные сообщения.
Увы, нет ничего более постоянного, чем временное — кажется, в этом убеждены и финские проводники Allegro, чья смена выпала на последний рейс из Петербурга. По крайней мере, в 15:25 в центре вокзала все они выстраиваются в ряд для прощального общего фото. Затем обнимаются, хлопают друг друга по плечам и торопливо выходят на залитую солнцем платформу.
Безусловно, кислород перекрыт не полностью — даже при закрытом воздушном пространстве остаются автобус или личный автомобиль. Так, в Хельсинки продолжают курсировать автобусы LuxExpress и Ecolines — билеты можно приобрести за 42 евро. Но пересечь границу таким образом получится не у каждого.
Так, на автомобиле в страну Суоми сегодня приехал политолог Владимир Гельман, который преподает в Европейском университете в Санкт-Петербурге и в университете Хельсинки. Но россиянам с обычной туристической визой этот вид транспорта недоступен — необходимо иметь при себе документы, подтверждающие право пересечения сухопутной границы. Полный перечень требований можно найти на сайте пограничной охраны Финляндии: это, например, неотложные семейные дела, особые личные обстоятельства, рабочие поездки или наличие вида на жительство.
«До пандемии я часто ездил на Allegro. Очень удобный поезд, не стоим на границе, документы проверяют по ходу движения. Обходилась поездка, конечно, дороже, чем на автобусе, но зато ты с комфортом ехал всего 3,5 часа. Можно было выехать утром, сделать все дела в городе и вечером вернуться в Питер, — вспоминает Владимир Гельман. — Вообще же надо понимать, что Allegro — лишь часть проблемы. Ведь прекращены все железнодорожные перевозки между Россией и Финляндией, прежде всего, грузовые. Это бьет по обеим сторонам, и когда будет восстановлено сообщение, теперь не знает никто».
К слову, специалисты туриндустрии уверены, что отмена Allegro скажется не столько на организованном туризме, сколько на личных, деловых, учебных и медицинских поездках. Что касается туризма — его «зарезал» еще ковид.
Провожающие покидают вокзал, переговариваясь друг с другом.
«Черт, это был самый близкий путь к аэропорту, который сообщается со всей Европой, — сетует мужчина в черной кожаной куртке. — Теперь туда как?.. Прямого сообщения с той же Германией нет, только через Сербию, Турцию и азиатские какие-то страны… И опять-таки — сколько денег надо выложить за такие пересадки!»
«Дыры цементируются, железный занавес опускается, — грустно кивает ему головой девушка. — Финны, видать, так считают: кто хотел, уже приехал, остальные ждут победы. Но по мне — так это свинство. Хороший был поезд».
Конечно, можно долго рассуждать о том, что билеты на Allegro даже в лучшие допандемийные времена серьезно превышали стоимость билета на автобус и были доступны не всем. О том, что неясно, когда бы Финляндия по-настоящему распахнула свои границы для российских туристов, привитых «Спутником V». Очевидно, пожалуй, лишь то, что поезд для многих олицетворял то самое окно в Европу, напоминая, что от России ее отделяют лишь 3,5 часа по рельсам.
Анжела Новосельцева