Одна из ключевых задач социальных наук и тесно связанного с ними гуманитарного образования заключается в подготовке руководящих кадров. Подготовке людей, понимающих, как устроено и работает общество, и поэтому способных качественно руководить другими людьми. Руководить — значит не просто транслировать приказы «сверху» и худо-бедно выполнять написанные кем-то детальные инструкции, а самостоятельно осмысливать и решать сложные проблемы, думать своей головой. Это особенно важно в нештатных, критических ситуациях, которые в нашем мире случаются более или менее регулярно.
Если социальные науки и гуманитарное образование оказываются сведены к простому обслуживанию интересов и абсолютной поддержке действующей власти, а инакомыслие всячески преследуется, их ценность резко снижается. Уже в среднесрочной перспективе это приводит к катастрофическим последствиям для государства в целом. Во-первых, падает качество подготовки молодых кадров: их учат не думать, а повторять мертвые формулы — а значит падает и качество управленческих решений, способность эффективно справляться с новыми вызовами. Во-вторых, теряется способность осмысливать происходящие в жизни общества процессы.
«Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной степени общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок», — заявил Андропов летом 1983 года. Эта фраза в более резкой формулировке — «мы не знаем общества, в котором живем» — стала поистине крылатой.
Итогом такого незнания является неспособность справиться с проблемами, провести осмысленные и успешные преобразования. Неслучайно начавшиеся буквально через пару лет после высказывания Андропова реформы в Советском Союзе велись «нерациональным способом проб и ошибок» и очень быстро превратились в неконтролируемый обвал.
Если человек, не знающий устройства двигателя, полезет его ремонтировать, с высокой степенью вероятности он просто его доломает. То же самое касается и попыток «починить» государство.
Собственно, это к вопросу о том, почему я весьма мрачно оцениваю перспективы современного российского государства. Да и свои личные тоже, честно-то говоря. Я могу представить себе, зачем я могу понадобиться в России в эпоху перемен — я умею учить людей думать (по крайней мере, по отзывам моих учеников) и владею зарубежным опытом решения ряда острых проблем, которые рано или поздно встанут перед страной. Но зачем и кому я буду нужен в России образца 2022 года, я, честно говоря, на данный момент не понимаю.
Николай Власов, историк