Сегодняшний кризис в значительной степени стал следствием нашей неспособности договариваться и искать компромиссы, объединяющие все конструктивные силы. Об этом я на днях писал.
А чем же эти силы занимались? Здесь кроется вторая важнейшая ошибка, мешающая нам строить новую демократическую Россию. Разные политические силы апеллировали к широким массам, совершенно не понимая, что из себя представляет общество и как отдельные группы населения реагируют на новые идеи.
В СССР социальные науки находились в ужасающем состоянии. Но если экономика хотя бы существовала, то социология с политологией вообще отсутствовали. Поэтому толковые экономисты все же могли разобраться с азами рынка и сутью рыночных реформ, однако никто не знал, как следует общаться с миллионами. В итоге «демократы» переругивались друг с другом, плодя множество карликовых партий, но каждая из этих «политических сил» полагала, что сможет привлечь своими заумными теориями достаточное число избирателей.
Вместо того чтобы добиваться соглашений в элитах путем сложных переговоров, конструктивных компромиссов, взаимных уступок, а затем предлагать широким массам простые, понятные лозунги, мы путали граждан России большим числом собачащихся между собой партий, и средний избиратель неспособен был понять, каковы же различия между ними.
При этом наши конкуренты устраняли внутренние разногласия авторитарными методами, а затем втюхивали народу предельно простые идеи о величии России, которая права всегда и во всем, о несметном числе окружающих нас врагов, а также о том, почему нельзя менять коней на нашей вечной переправе.
Примерно так же, кстати, обстояло дело в 1917 году, когда интеллигенты вцеплялись друг другу в глотки, а большевики тем временем захватывали нашу страну, предлагая грабить награбленное (экспроприировать экспроприаторов).
Чтобы создать новую Россию, мы должны общаться с избирателями не более сложными и заумными способами, чем наши конкуренты. Мы должны формировать образ будущего, привлекательный для миллионов и в то же время не разрушающий настоящее, не конструирующий злобные деструктивные мифы. Те силы, которые постоянно тратятся на внутренние склоки, лучше потратить на изучение общества.
Дмитрий Травин, экономист