Сегодня молодые люди реже, чем их отцы и матери, занимаются любовью. Сексуальную революцию сменила сдержанность и разборчивость, считают эксперты. Миллениалы заботятся о душевном благополучии, и многие стремятся найти надежных партнеров вместо случайных людей на одну ночь.
«Секс — та сфера жизни, которую я не считаю для себя приоритетной. При этом без телесной близости не испытываю чувства неполноценности. Вокруг есть много всего интересного, на что я могу потратить время и силы, — рассказала 26-летняя Анастасия, которая еще никогда не занималась сексом и при этом не считает себя асексуальной. — Для меня острее стоит вопрос выбора правильного партнера, с которым могу ощущать себя комфортно. Так что жду, когда придет нужное время. А встречи на одну ночь — точно не для меня».
Так же, как Анастасия, думают очень многие ее сверстники. Молодые россияне регулярно рассказывают в соцсетях, как месяцами и годами живут без секса и не видят в этом большой проблемы.
Отдельного движения такие люди не сформировали. Зато развиваются сообщества асексуалов, которые не испытывают полового влечения. Тематические паблики в соцсетях набирают по 5-6 тысяч подписчиков.
«Секс однозначно переоценен. Почему-то считается, что если у тебя с партнером любовь, большая, со спецэффектами, то и интима должно быть невероятное количество. Это не так. Для меня секс — это, безусловно, момент единения и доверия, но это не значит, что я хочу заниматься им сутки напролет, — отметила 26-летняя Анна, состоящая в отношениях с молодым человеком. — Есть и другие способы проявления любви: объятия, обычные разговоры, походы в кино, вылазки на природу. Мы с моим парнем ждем встречи, чтобы сварить картошку и поесть ее с копченой скумбрией. Это не шутка, кстати. Можем ли мы это организовать по отдельности? Можем. Но хотим вместе».
Считается, что половые акты ушли в дефицит в период пандемии коронавируса. Об этом свидетельствуют сразу несколько научных работ. Тенденцию зафиксировали, например, в Великобритании, где об ухудшении сексуальной жизни заявил каждый десятый опрошенный, причем чаще других — молодежь в возрасте 18-24 лет.
Однако минимум половых контактов — не только вынужденный компромисс в условиях самоизоляции, но и личный выбор. Еще до пандемии исследователи указывали на нежелание молодежи заниматься сексом столь же часто, как было принято среди их родителей и более старших поколений.
«Миллениалы позднее вступают в брак, реже и менее активно решаются завести детей — если вообще планируют. То же самое касается сексуальных отношений», — рассказал клинический психолог, сексолог Валентин Денисов-Мельников.
Подобные утверждения справедливы для большинства западных стран. О снижении частоты половых контактов среди молодежи говорят, например, ученые из США. В одном из новых исследований утверждается, что 28% опрошенных взрослых не занимались сексом по меньшей мере год. Доля несовершеннолетних юношей, которые не практикуют ни проникающий секс с партнерами, ни мастурбацию, выросла с 28,8% в 2009 году до 44,2% в 2018 году. Среди девушек-подростков показатели увеличились с 49,5% до 74%.
Еще одно исследование подтверждает тенденцию и указывает на разницу поколений. Взрослые американцы, которые родились в 80–90-е годы, чаще сообщали об отсутствии сексуальных партнеров, нежели те, кто родился в 60-70-е.
«Выводы некоторых западных исследователей о том, что современная молодежь менее сексуально активна по сравнению с предыдущими поколениями, основываются прежде всего на анализе многолетних данных общенациональных социальных опросов, проводившихся в их странах. Отмечается некоторое увеличение процента молодых людей, у которых сексуальный дебют сейчас наступает позднее, чем это было ранее. Фиксируется уменьшение количества сексуальных партнеров и частоты сексуальных контактов. Эти данные весьма ограниченно отражают сферу сексуальной жизни молодежи», — рассказала кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ Лилия Панкратова.
Наблюдается ли такая же тенденция в России, эксперт не спешит утверждать. Сопоставимых исследований в стране не проводилось.
Немногочисленные опросы по заказу государственного ВЦИОМ не подтверждают и не опровергают сравнительно прохладное отношение молодежи к сексу, как это зафиксировали на Западе. Анализируются другие тенденции.
Так, по состоянию на 2015 год всего лишь 8% молодых людей и 16% девушек осуждали добрачные половые связи. Обзор ВЦИОМ годом позже указывает, что 37% миллениалов готовы заниматься сексом только с теми партнерами, с которыми планируют семью. Получается, интимные отношения до брака становятся нормой, но случайные контакты многими не приветствуются.
«Сексуальная культура российской молодежи разнообразна, мозаична. Поэтому есть юноши и девушки, чья сексуальная активность более сдержанна, — отметила Лилия Панкратова. — Опросы в РФ показывают высокий уровень значимости сексуальной сферы жизни для молодежи. Но она может быть менее ценной в индивидуальной структуре потребностей. То есть молодые люди уделяют основное время и силы для достижения приоритетных для себя целей построения карьеры, обеспечения материального благополучия, путешествий, занятий хобби, общения с друзьями».
По словам социолога, для юношей и девушек в России важно, чтобы физическая близость с партнером сопровождалась эмоциональной: любовью, поддержкой, вниманием, заботой, принятием.
Нежелание молодежи сравнительно активно заниматься сексом объясняется несколькими причинами, причем исследователи не склонны выделять основную. Так, в одной из работ ученые связывают тенденцию с тем, что миллениалы находят другие способы получения удовольствия, в частности, через компьютерные игры. В числе других предпосылок называются склонность молодежи жить вместе с родителями и реже употреблять алкоголь. В последнем случае снижаются шансы на случайные связи.
В свою очередь психолог Валентин Денисов-Мельников указал на некоторые особенности миллениалов в коммуникации с внешним миром. Отсюда и сниженная потребность в половых актах, считает эксперт.
«Человек может общаться онлайн, заниматься виртуальным сексом, что требует меньше усилий и, кстати, очень гигиенично. Легкий доступ к порнографии снимает для многих необходимость в личном общении. Каждый способен удовлетворить любые эротические фантазии и после разрядки не чувствует потребность в партнерах, ведь нужно встречаться и соблюдать конфетно-букетные ритуалы. Общаться вживую они, как правило, не очень умеют — практика небольшая. Поколение миллениалов инфантильно и эгоистично, не способно выстраивать отношения и стремится упрощать себе жизнь», — отметил психолог.
Лидия Панкратова под другим углом рассмотрела потребности социальной группы. Эксперт делает акцент на щепетильности и осторожности поколения в вопросах отношений.
«В современном обществе молодежь обладает свободой выбора партнера. Но совершить свой выбор оказывается непросто. Конкуренция на „рынке романтических отношений“ велика благодаря свободе перемещения, использованию сайтов и приложений для знакомств. Присутствуют опасения ошибиться, „обжечься“, разочароваться, упустить лучший вариант, чем тот, который есть на данный момент. Возникает вопрос: „А может, лучше и не начинать?“ Сложно выстраивать и поддерживать отношения, найти баланс между личными желаниями каждого из партнеров и созданием общих целей, скреп. Необходимо стремление и умение создавать пару, а также время», — объяснила социолог.
В конечном итоге эксперты не видят в тенденции ничего хорошего или плохого. Валентин Денисов-Мельников предположил, что в будущем секс может еще больше потерять в значимости для молодежи, нежели сегодня. Так сформируется новая социальная норма.
«Мной управляет не только тупое желание, которое я испытываю при виде человека. Мне важно, чтобы с ним было о чем поговорить, чтобы было комфортно, — рассказала 26-летняя Анна. — Бывают, конечно, люди с сильной половой конституцией. Ну секс, и что? Это просто еще один вариант получения удовольствия. Не понимаю, зачем ему придавать такой глобальный смысл».
Никита Строгов