Рассуждать об уместности развлекательных мероприятий в трагичные времена можно до бесконечности. Бывший глава Минкульта Владимир Мединский, например, недавно заявил, что телеканалам стоит отказаться от «легкого» контента в пользу исторических фильмов, а не делать вид, что все идет по-старому.
С одной стороны, людям необходимо хотя бы иногда отвлекаться от бесконечного потока страшных новостей и собственных бытовых проблем — иначе психика просто не выдержит.
С другой стороны, имитация обыденности тоже может вызвать негативные эмоции, особенно если она имеет политический подтекст.
Так получилось с программой «Страна талантов» на НТВ, которая готовилась к эфиру задолго до нынешних событий и теперь утратила всякую актуальность. В лучшем случае проект будут просто игнорировать, в худшем — хейтить, при том что участники шоу ни в чем не виноваты.
Концепция схожа «Минутой славы» на Первом канале, но пытаться ее сейчас повторить — явно неудачная идея.
2022-й объявлен Годом культурного наследия народов России, и «Страна талантов» должна была в него прекрасно вписаться: все номера в той или иной степени отражают российскую национальную культуру и колорит. «Народное творчество разнохарактерно, уникально, богато различными жанрами и, конечно, талантами. Будет очень интересно!» — обещал генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн.
Участники проекта со всей России проходят через несколько отборочных туров, а финалисты смогут побороться за приз в миллион рублей. Их судьбу решает жюри, состоящее из певицы Надежды Бабкиной, актера Бориса Галкина, солиста академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Александра Тихонова, телеведущего Федерико Арнальди и бывшей участницы шоу Comedy Woman Надежды Ангарской. Ведущим стал певец Алексей Воробьев, которому близка тема русской народной музыки, — в 2005 году он даже победил на Дельфийских играх России в номинации «Народное пение».
Разумеется, о перспективах шоу сложно судить лишь по первому выпуску, но сразу бросается в глаза, что народный антураж и местами аляповатая картинка затмевают самих артистов и качество их выступлений. В целом проект смотрится гораздо скучнее, чем та же «Минута славы». К тому же народная культура интересна довольно узкой аудитории и нужно очень постараться, чтобы сделать номер, который очарует любого зрителя.
Справедливости ради стоит отметить, что это удалось якутской артистке, умело сочетающей народные напевы и имитацию звериных голосов с энергичным рокерским ритмом. Все остальные участники на ее фоне выглядели проигрышно, начиная с ансамбля Игоря Моисеева и заканчивая коллективом аксакалов из Адыгеи. Первые раздражали нарочитым сверканием белозубых улыбок на фоне разухабистых мелодий и танцев, вторые угнетали подчеркнутой тоскливой архаичностью.
А если еще вспомнить, как часто и усиленно нам проталкивали идею о народной самобытности и духовных скрепах, которые важно сохранить в первозданности, то программа из безобидного конкурса превращается в один из инструментов пропаганды. Конечно, сравнительно мягкий и более-менее креативный по сравнению с политическими ток-шоу, но у них общая концепция обособленности России и поддержания ее культурной сегрегации.
Российского обывателя давно пытаются убедить, что западная культура насквозь порочна, вульгарна и пропитана культом потребления. А вот в исконно русской культуре главное — душа, к которой еще любят прилепить набившие оскомину эпитеты «загадочная» и «таинственная». Для наивного слуха это звучит красиво и заманчиво, но в реальности все мрачно и пугающе.
Враждебность к чужому и зацикленность на старом всегда связана исключительно с невежеством и страхом, а не с духовностью и любовью к родине. Очень жаль, что в современной России все перевернуто с ног на голову. И грустно думать о том, что по мере нынешней экономической, а в перспективе и культурной деградации нам останется гордиться лишь прошлыми достижениями.
Что же касается патриотизма в отечественном шоу-бизнесе, то после массового отъезда селебрити из оказавшейся под санкциями России иллюзий на этот счет ни у кого нет. И хотя многие из беглецов утверждают, что «скоро вернутся», верится с трудом — беднеющая страна явно не сможет обеспечить им привычную сытую жизнь.
Людмила Семенова