Президент США Джо Байден, который находится с визитом в Европе, заявил в четверг, что выступает за исключение России из «большой двадцатки», однако при этом допустил, что может не добиться этой цели, поскольку «решение зависит от самой Группы двадцати».
Ранее советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан сообщал, что в связи с ситуацией вокруг Украины, Вашингтон вместе с союзниками и партнерами изучает этот вопрос. «Что касается G20, я просто скажу следующее: мы считаем, что Россия больше не может, как обычно, вести дела в международных институтах и в международном сообществе», — сказал тогда он.
Несколько дней назад министр иностранных дел Польши Збигнев Рау отметил, что РФ в G20 могла бы заменить его страна. Тему исключения РФ из «двадцатки» обсуждали министр экономического развития и технологий Польши Петр Новак и министр торговли США Джина Раймондо. Правительство Японии также вело переговоры с партнерами по G20 насчет перспектив участия России в этом объединении.
Между тем, официальный представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь высказался категорически против исключения России из Группы двадцати. При этом он заявил, что «ни один участник G20 не имеет права лишать членства другую страну». Как ожидается эту позицию поддержат Индия и председательствующая сейчас в «двадцатке» Индонезия. Следующий саммит Группы двадцати должен пройти на острове Бали 30–31 октября этого года.
О том, можно ли исключить Россию из G20 или нет, и в чем преимущества ее пребывания в этой международной структуре, обозревателю «Росбалта» рассказал доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
— На ваш взгляд, возможно ли в принципе исключение России из G20?
— Группа двадцати — это такой достаточно размытый форум. При этом у ряда стран есть право вето на вход и на выход из него других государств. Не думаю, что в этом клубе можно решать такие вопросы по желанию большинства.
— А вообще, какие плюсы или минусы для страны дает членство в составе G20? Или присутствие там больше вопрос статуса, международного престижа?
— Участие в таких международных форумах не имеет никаких минусов, поскольку не несет для государства обязывающих последствий. Как и G7 (ранее G8), «большая двадцатка» — это слабо институционализированная площадка, некий привилегированный клуб. Это больше статусный институт, который позволяет более плотно входить в круг стран, принимающих решения на глобальном уровне.
При этом, хотя обсуждаемые там вопросы довольно часто необязательны к исполнению, в G20 есть неформальные «встречи на полях», которые не менее важны, чем официальная повестка дня.
В целом же, если там и согласовываются какие-то документы, то они обычно программного долгосрочного типа, не влекущие прямых последствий. Просто есть некий глобальный пул тем международной повестки дня, который обсуждается в той или иной группе — в данном случае не так важно, «семерка» это или «двадцатка». Страна-член той или другой ассоциации выражает мнение по какому-то вопросу. И дальше, либо она потом реализует в рамках своего законодательства то, что согласовала в данной группе (например, какие-то обязательства по климатической повестке), либо нет. Иногда бывает и так, что участники не могут согласовать даже итоговый документ встречи.
— Иными словами, если вдруг, гипотетически, Россию все-таки исключат из «большой двадцатки», то это…
-… уже ни на что не повлияет. В нынешней ситуации, которая сложилась вокруг России, это для нее уже не принципиально.
Беседовал Александр Желенин