Posted 25 марта 2022, 08:49

Published 25 марта 2022, 08:49

Modified 1 февраля, 17:46

Updated 1 февраля, 17:46

Алексей Макаркин. Очередная «охранительная» реконструкция

25 марта 2022, 08:49

Владимир Мединский сообщил, что «во всех государственных и частных школах США на протяжении последних 150 лет учебный день начинается с короткой молитвы во славу Америки, ее символов и флага, написанной американскими общественными деятелями во второй половине XIX века, с той поры не менявшейся». И предложил «аналогичную систему предложить в наших школах прямо сейчас, прямо сегодня». Своего рода заимствование западного опыта в условиях противостояния с Западом.

В США эта клятва (а не молитва — обязательные молитвы в американских школах отменены после решения Верховного суда в 1962 году) существует не во всех, но в большинстве школ, и укоренена в истории. Она появилась изначально как сугубо светский текст, сплачивающий фактор в условиях религиозного плюрализма, свойственного Америке. Нация иммигрантов включала в себя и англикан, и баптистов, и квакеров, и католиков и многих других — соответственно, клятва должна была сплотить их всех. Более того, апелляция к свободе и справедливости делала этот короткий текст модернистским, а не архаичным.

Нынешний текст клятвы выглядит следующим образом: «Я клянусь в верности флагу Соединенных Штатов Америки и республике, которую он символизирует, одной нации под Богом, неделимой, со свободой и справедливостью для всех». При этом упоминание о Боге было включено в нее лишь в середине ХХ века и до сих пор вызывает споры. Причем позиция судебных органов, считающих клятву конституционной, заключается в том, что это не религиозная, а патриотическая формулировка, восходящая к американской традиции отцов-основателей — а следовательно, не дискриминирует атеистов. Еще один важный момент, также закрепленный судебным решением в 1943 году, — не желающий произносить клятву школьник может этого не делать. И никто не может его к этому принудить — ни учитель, ни директор.

Так что в США появление этой клятвы было связано с прогрессом и модерном. В современной России же речь может идти об очередной «охранительной» реконструкции, причем на основе чужого опыта, перенесенного на российскую почву. Причем в России, кстати, уже был свой печальный опыт с обязательными школьными молитвами, в которых, разумеется, ничего не было о свободе и справедливости. Потом немалое число подростков из чувства протеста против архаики становились даже не деистами, как некоторые отцы-основатели США, а радикальными атеистами и нигилистами.

Алексей Макаркин, политолог — для ТГ-канала Bunin & Co

Подпишитесь