Многие удивляются: почему люди, которые два года назад считали, что никакого вируса нет и правительство с прессой их обманывают, сегодня полностью доверяют официальным СМИ? В чем причина такого парадокса? На мой взгляд, никакого парадокса тут нет.
Человек по природе своей оптимист. Нам свойственно верить в лучшее, из нескольких версий происходящего выбирать наиболее приятную, надеяться до последнего — даже вопреки всем рациональным соображениям. Таков защитный механизм: находиться в постоянном страхе, тревоге и стрессе очень вредно для здоровья. Поэтому, даже оказавшись в очень сложной ситуации, человек склонен верить и убеждать себя в возможности хэппи-энда. И во многих случаях это хорошо — такой подход помогает строить и жить, а не впадать в черную депрессию. Но сплошь и рядом этот же самый механизм погружает человека в мир иллюзий — ложных, но приятных и успокаивающих.
Пандемия коронавируса была огромным стрессом для всех. Непонятная убийственная инфекция, которая играла по своим правилам и от которой, казалось, не было спасения. В этой ситуации самым оптимистичным из возможных вариантов было «никакого вируса нет, а если и есть, то он не опаснее обычного гриппа». Иллюзия, но иллюзия ободряющая и убаюкивающая.
В нынешней — не менее стрессовой — ситуации самый оптимистичный сценарий формулируется так: «Ничего страшного не происходит, все скоро закончится, трудности ненадолго, и мы заживем лучше прежнего, надо только чуть-чуть потерпеть».
Как видим, в обоих случаях работает один и тот же механизм. Просто в первом «приятный сценарий» противоречил официальной позиции, а во втором совпадает с ней. Вот и вся разница.
Николай Власов, историк