Уход Анатолия Чубайса связан с тремя обстоятельствами:
1. Как спецпредставитель по устойчивому развитию Чубайс хотел быть коммуникатором с западными элитами. Теперь это потеряло всякий смысл — любой представитель российской элиты сейчас для Запада неприемлем, а в России неофициальные коммуникации с недружественными государствами становятся фактором риска.
2. Сейчас бизнес вписывается в новую турбулентную реальность, стремясь адаптироваться к ней и минимизировать потери (а часть бизнеса рассчитывает даже заработать). Но владельцы «заводов и пароходов» все равно будут востребованы внутри страны. У Чубайса бизнеса нет — после ухода из «Роснано» он получил лишь небольшую компенсацию в виде должности спецпредставителя.
3. Образ Чубайса как главного общественного аллергена делает его особенно уязвимым в условиях, когда Запад из противника стал врагом. А высказывания, еще недавно распространявшиеся на интернет-форумах, становятся частью официальной риторики.
Алексей Макаркин, политолог — для ТГ-канала Bunin & Co