Политико-правовое сопровождение спецоперации на Украине и адаптация российской экономики к сверхжестким санкциям остаются в центре внимания депутатов Госдумы. До принятия обещанного правительством третьего «антикризисного» пакета и, тем более, структурных изменений в хозяйственно-экономической сфере дело пока не дошло, но парламентарии декларировали курс в направлении точечной перестройки законодательства под нужды бизнеса и граждан.
На пленарном заседании во вторник Госдума ввела очередные налоговые льготы для гостиничного бизнеса, IT-отрасли, держателей вкладов и ценных бумаг, а также владельцев автомобилей и т. д.
Также продолжается работа по созданию привлекательных условий для перехода бизнеса в «русские офшоры», хотя не все думские фракции поддерживают такие устремления. Так, в КПРФ, чьи многочисленные представители увидели в операции на Украине чуть ли не шанс восстановить СССР, призвали перестать «ублажать» олигархов.
«Смысла в создании офшоров (на российской территории) нет, надо возвращать олигархов в страну на общих основаниях… а нам вместо этого предлагают опять расширить для них поблажки. Но смысла в этом нет, когда их (на Западе) подвергают санкциям и арестовывают имущество», — заметил при обсуждении соответствующих законопроектов коммунист Михаил Щапов.
Ранее озвученные представителями парламентских фракций громкие предложения о введении госрегулировании цен на продукты питания, национализации иностранных компаний и активов, выходе России из ВТО и так далее, пока не получили реального воплощения в виде принятых законов, причем у большинства из них такой перспективы не просматривается, так как отсутствует соответствующая поддержка со стороны правительства и Кремля.
Депутатам гораздо проще вписаться в политическую канву спецоперации на Украине. И здесь они действуют по большей части в запретительном тренде, ссылаясь на развязанную против России «беспрецедентную информационную войну». Так, Госдума расширила действие «закона о фейках», запретив распространять под угрозой как административного, так и уголовного наказания заведомо ложную общественно значимую информацию о деятельности госорганов российской власти за рубежом, а также публично дискредитировать исполнение ими своих полномочий в конкретных целях — по защите интересов России и граждан или поддержанию мира и безопасности.
Напомним, до сих пор «посадка» на срок до 15 лет грозила только за фейки о действиях российской армии. Но теперь стоит отнестись осторожно к перепостам информации о работе за рубежом любых органов власти — от министерства иностранных дел, посольств и Россотрудничества до Росгвардии, прокуратуры и Следственного комитета.
Коммунист Юрий Синельщиков, работавший до избрания в Госдуму прокурором, с связи с этим обратил внимание на «витиеватость» новых формулировок закона, позволяющих, по его словам, привлекать граждан к ответственности чуть ли не за любую критику власти. По его словам, «недопустимыми» станут, в том числе популярные в патриотической среде рассуждения о недостатках российской помощи ЛДНР и другим дружественным странам, об экономическом ущербе России из-за размещения резервных средств за рубежом, о неэффективности членства РФ в ВТО, о просчетах «при выявлении лабораторий по производству биологического оружия на Украине» и т. д.
Однако глава комитета Госдумы по информационной политике единоросс Александр Хинштейн утверждает, что перечисленные примеры не подпадут под закон о фейках. «Если кто-то напишет в сети о недостатках в работе нашей разведки, которая не смогла вскрыть производство химического оружия, или недостаточной помощи России ЛДНР, то это не будет публичной дискредитацией исполнения полномочий органами российской власти за рубежом. А вот если напишут, что вся работа нашей разведки направлена только на то, чтобы не выявлять существующие угрозы, а сама разведка — это скопище бездельников и лодырей, то да, это будет публичной дискредитацией», — заверил Хинштейн.
«Принимаемые меры — жесткие, но необходимые в условиях развязанной информационной войны, ведущейся вне всяких правил. Этот закон направлен на поддержку всех, кто согласен с действиями РФ за ее пределами, и всех, для кого быть русским не стыдно», — заключил Хинштейн.
При этом он намекнул, что закон о фейках могут смягчить после завершения спецоперации на Украине. Однако пока больше похоже, что российская власть привыкает жить в обстановке «осажденной крепости» и намерена жестко пресекать любые попытки враждебного вмешательства извне. Так, депутаты собираются возродить комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, действовавшую в седьмом созыве палаты.
Либерал-демократ Андрей Луговой уже предложил и одно из направлений ее будущей работы. Выступая на заседании Госдумы, он призвал ужесточить действующее законодательство в отношении «иностранных агентов» и даже принять по этому случаю отдельный закон. Главный смысл его послания заключался в том, что «иноагентам должно быть страшно».
Впрочем, «ставить к стенке» депутаты пока никого не предлагают — характер принимаемых законов говорит скорее о намерении лишить всех несогласных доступа к общественно-политической жизни страны.
Елена Земскова