Posted 21 марта 2022, 15:21

Published 21 марта 2022, 15:21

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Инженеры — в курьеры? Что ждет петербургскую промышленность

21 марта 2022, 15:21
Главная проблема крупных предприятий на данный момент — сбои в поставках и подскочившая ключевая ставка Центробанка.

Треть производственных предприятий в Петербурге после 24 февраля заявила о сбоях в поставках — из-за санкций, ослабевшего рубля, отключения российских банков от международных платежных систем и проблем с логистикой. Не радует промышленников и подскочившая ключевая ставка по ЦБ, сделавшая кабальным долгосрочное кредитование.

Какие производства в городе сегодня испытывают проблемы и в каком положении оказались их сотрудники, разбиралась корреспондент «Росбалта».

В поисках аналогов

Судостроение, энергомашиностроение, машиностроение, производство электротехнической продукции и электроники, пищевая и перерабатывающая промышленность — ведущие, хоть и далеко не все направления производства Северной столицы. На долю промышленности в городе приходится почти пятая часть работающего населения или 363,4 тыс. человек — и многие из них сегодня боятся остаться без работы.

Масштабы проблем городской промышленности из-за санкций стали понятны еще 4 марта — когда на закрытой встрече городских депутатов и представителей Смольного с промышленниками выяснилось, что треть предприятий страдают от сбоев в поставках.

«Кроме того, в городе 56 иностранных предприятий или заводов с иностранным капиталом, из них 35 подтвердили, что могут быть проблемы с поставками», — рассказала депутат городского ЗакСобрания Ирина Иванова.

«Цена на импортное оборудование подскочила на 50%»

Менеджер по поставкам одного из крупнейших металлургических заводов Петербурга подробно рассказал о ситуации с закупками на примере одного из цехов. 70% оборудования в цехе — европейского производства.

«К примеру, недавно у нас возникла проблема с анализатором температуры точки росы углеводородов „Кондумакс“. Он нужен для анализа жидкостной химической среды — чтобы после вытачивания деталей и сборочных единиц покрывать их особым составом. Без покрытия детали вскоре покроются ржавчиной, и срок износа будет очень коротким. Так вот: этого анализатора сейчас нигде нет, пока тщетно ищем аналоги», — рассказал менеджер.

Проблемы возникают с импортными микросхемами, приборами, датчиками, двигателями, кранами, которые завозились из Франции, Германии, Италии, Польши и Чехии.

«Понятно, что завод напрямую с Европой не торгует — мы закупаем иностранную продукцию через поставщиков, что формально позволяет обходить определенные санкции. Выглядит это так: наш поставщик торгует только воздухоотводами и гигантскими вентиляционными системами, которые требуются на заводе. И европейские компании отказываются с ним работать со словами „в Россию теперь не везем“. И поставщик либо предлагает нам альтернативный вариант, либо мы сами ищем аналоги — в основном, российские», — объясняет менеджер.

Проблемы у поставщиков возникают и с логистикой, ведь большая часть товара доставляется по морю или на грузовых автомобилях. Во втором случае возникают задержки на таможне, в первом — везти просто некому. Так, опрекращении сотрудничества с Россией не так давно заявили крупнейшие судоходные компании — швейцарская Mediterranean Shipping Company, датская Maersk и французская CGM, в контейнерах которых перевозился импортный товар. Так что объем морских грузоперевозок уже успел серьезно сжаться.

«Отдельная тема — оплата иностранного оборудования с учетом заблокированных международных платежных систем, — рассказывает менеджер. — Очень часто возникают проблемы с переводами денег за границу, какие-то могут долго не проходить. А еще цена на импортное оборудование подскочила на 30-50%. Российское тоже не отстает: к примеру, отечественный электродвигатель АИР132 в январе стоил около 28 тыс. рублей, сегодня — уже 41 тыс. Сильно скачет цена на металл, латунь, сталь… И если раньше после выставления счета на оплату можно было оплатить его в течение 2-3 недель, теперь мы стараемся делать это за два дня — иначе цена резко возрастет».

«Сокращают смены»

Об остановке завода в Петербурге в начале весны объявил автогигант Hyundai — сначала речь шла о периоде с 1 по 5 марта, затем многих сотрудников оставили дома до 27 марта.

«Завод приостановит производство в связи с нехваткой комплектующих за-за продолжающихся глобальных логистических перебоев в поставках автокомпонентов», — сообщили представители компании, уточнив, что речь идет о полупроводниках. К слову, их не хватало и во время пандемии, когда сбились мировые логистические цепочки.

«9 марта я был на работе и видел, что завод забит новыми готовыми автомобилями, только без «мозгов»», — рассказал сотрудник Hyundai из департамента обслуживания технологического оборудования. — Но завод все же пока не безлюдствует — часть людей проходит обучение, во всех цехах производят обслуживание, офисные работники также при деле».

С 9 марта сотрудников, обслуживающих технологическое оборудование по два человека привлекают к различным работам, а все остальные сидят дома на 2/3 оклада. Производство планируется запустить 27–28 марта, но в каком режиме — пока неясно.

Похожая ситуация сложилась у Nissan — конвейер завода, на котором собирали кроссоверы Qashqai, X-Trail и Murano, остановился 14 марта и планирует простоять, как минимум, три недели.

«Непосредственное производство начнется 21 марта и закончится в среду, а затем завод перейдет в такой же режим, как Hyundai, — поделился сотрудник Nissan. — Нас уже предупредили, что с 1 апреля мы пока будем работать в одну смену до 17:00. Ремонтный персонал сейчас продолжает работать, но без ночных смен и в укороченном составе».

Какие меры поддержки?

Депутаты и представители Смольного в начале весны создали координационную группу во главе с вице-губернатором Алексеем Корабельниковым, чтобы разработать меры поддержки бизнеса.

Некоторые уже объявлены: так, до конца 2022 года отменяются все проверки, которые были запланированы городскими контролирующими службами, кроме вопросов, связанных с обеспечением безопасности. Кроме того, для обрабатывающих производств и для IT-компаний в городе снижают ставки по упрощенной системе налогообложения.

Ставка 1% устанавливается в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и 5% — если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Среди федеральных мер поддержки — упрощение условий и порядка госзакупок, введение кредитных каникул до 30 сентября 2022 года и другие.

Впрочем, пока о массовых увольнениях с петербургских предприятий речи нет — так, по данным Смольного, количество безработных в городе с начала января не превышает 17 тыс. человек. Также известно, что комитет по труду и занятости населения Петербурга разрабатывает меры по сохранению квалифицированных кадров на городских заводах.

Как сообщил на Форуме труда в Петербурге 17 марта первый заместитель комитета Николай Рогачев, поддержка городским предприятиям требуется на ближайшие 3–6 месяцев — пока рынок адаптируется к новым экономическим условиям. Он заявил, что главная задача сейчас — сохранить кадры, «чтобы инженеры не ушли в курьеры».

Он уточнил, что субсидии выделят 350 системообразующим предприятиям города. О каких суммах идет речь и поможет ли она удержаться на плаву городской промышленности, впрочем, пока неясно.

Анжела Новосельцева

Подпишитесь