Posted 21 марта 2022, 12:47
Published 21 марта 2022, 12:47
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Генеральный директор АНО «Институт исследования интернета» Карен Казарян анализирует последствия возможной изоляции нашей страны от интернета. Полностью беседу с экспертом можно послушать на подкасте «Росбалта» «Включите звук».
— Возможно ли в сегодняшней ситуации отключение России от «большого» интернета? Если каждый день вводятся новые санкции, то почему бы не оставить россиян без сети?
— Я вспоминаю свои собственные размышления годичной, двухгодичной давности о внешнем отключении российского интернета, которое по своим масштабам равно началу военных действий, но, с другой стороны, и время у нас сейчас совершенно иное. Несмотря на заявление некоторых официальных лиц Украины (уровня их аналога нашего министра цифрового развития), ни одна организация, которая занимается интернетом, не собирается отключать Россию.
Несколько хуже ситуация с частными компаниями. Мы видели, как один из крупнейших зарубежных магистральных провайдеров отказался работать с «Ростелекомом». Вместе с тем, это пока единичные случаи. Россия слишком хорошо связана с внешней сетью, чтобы такие случаи могли серьезно повлиять на ситуацию. Поэтому снаружи, я думаю, никто интернет отключать не будет.
За исключением такого пограничного сценария как массированные кибератаки на протяжении последних двух недель. В том числе на объекты политической информационной инфраструктуры. Я мог бы допустить сценарий, при котором некоторая ее часть на какое-то непродолжительное время выходит из строя. В результате чего доступность интернета в России резко падает на несколько дней.
— Наши власти, которые уже заблокировали Facebook и Instagram (компания Meta, которой они принадлежат, 21 марта признана московским судом экстремистской организацией и запрещена в РФ), могут задуматься о том, что пора перейти на автономную работу Рунета?
— Теоретически у нас почти год существует национальная доменная система. Была проведена определенная работа по поддержанию ее работоспособности в случае недоступности внешних сервисов. Вместе с тем нужно понимать, что даже государственные сайты если и не хостятся за рубежом, то используют различные иностранные сервисы.
Последствия отключения России от внешнего интернета не может представить себе никто. Что перестанет работать? Что отключится? Что произойдет не просто с телефонами, а каким-нибудь оборудованием? Это довольно безумный шаг — отключать сеть изнутри, поскольку это ведет к огромным убыткам.
— Как отразится на отечественной интернет-индустрии тот факт, что уже невозможно оплатить услуги зарубежного хостинга, например? Или западные компании могут начать массово блокировать российских клиентов? Не начнется ли изоляция таким образом?
— Она уже во многом возникает. Понятно, что российские компании столкнулись со сложностями в оплате ресурсов. При этом начал возникать дефицит вычислительных мощностей в России. Их не так много и было. Строительство новых требует оборудования, а его сейчас закупать тоже особо негде.
— Станет ли в России интернет менее популярным после блокировки Instagram и Facebоok? Или это имеет отношение только к интернет-бизнесу?
— Если мы говорим про блогеров, инвесторов и т. д., то у них сейчас практически прекратилась монетизация. Часть ее отключили сами платформы, часть денег ушла из-за того, что рекламодатели прекратили закупку рекламы. Действие самих платформ или блокировки не так сильно влияют, как бизнес-составляющая.
Второй момент: ни одна российская платформа, даже «ВКонтакте», не обладает таким охватом, как иностранная. Поэтому для какого-нибудь интернет-магазина переход из Instagram на «Дзен» может быть достаточно успешным, но для людей, у которых это был способ доставки контента, альтернатив нет.
Предположим гипотетическую ситуацию. Завтра отключают YouTube и 100 миллионов россиян, которые его смотрели, открывают Rutube. Что происходит? Rutube падает и больше не встает, потому что ресурсы последнего не рассчитаны на подобные нагрузки.
— Вы упомянули «Дзен». Возникает вопрос, как «Яндекс» может его продать? Ведь этот сервис, как и «Яндекс Новости», неразрывно связан с материнским сайтом, если так можно выразиться.
— Это хороший вопрос. У меня нет на него ответа, к сожалению. Как может выглядеть продажа новостей? Они перестают открываться на закладке «Яндекса», а алгоритмы и принципы работы вместе с людьми переходят в другую компанию. Это невозможно сделать, не продав самого сервиса.
«Дзен» теоретически может быть отвязан от всех платформ «Яндекса», алгоритмы вместе с контентом переезжают на другой хостинг, но это тогда уже фактически другой сервис.
Беседовал Петр Годлевский