Правительство Японии активно включилось в попытки оказать воздействие на арабские монархии Персидского залива, чтобы побудить их расширить добычу нефти и предотвратить дальнейший рост цен на нее из-за санкций в отношении России. Японский премьер Фумио Кисида говорил по телефону на эту тему с фактическим правителем Саудовской Аравии наследным принцем Мухамеддом бен Сальманом. В Объединенные Арабские Эмираты сейчас прибывает глава МИД Японии Хаяси, чтобы провести переговоры с руководством этой страны. Эти страны уже посетил британский премьер Борис Джонсон, ходят разговоры о возможности визита туда президента США Джо Байдена.
Россия производила в день 10 млн баррелей нефти в сутки — это примерно 10% мировой добычи. По оценкам Международного энергетического агентства, под воздействием санкций уже с апреля предложение этой нефти на глобальный рынок может сократиться на 3 млн баррелей.
Это, бесспорно, станет мощным фактором дальнейшего роста и без того взвинченных цен и отчаянных спекулятивных махинаций, которые будут еще больше дестабилизировать энергетический рынок. Проблему, как полагают на Западе и в Японии, можно решить с помощью арабских монархий. Саудовская Аравия имеет возможность нарастить производство примерно на 2 млн баррелей в сутки, а ОАЭ — на 1,1 млн баррелей.
Итак, вопрос решен? Но арабы откликаются на уговоры вяло, вернее — пока никак. Хотя сам факт этих контактов и разговоры о росте производства уже привели к некоторому падению цен на нефть. Однако арабские монархии настроены на тяжелый торг, на максимальный учет своих собственных интересов и на большую, чем ранее, дистанцию от США и их союзников. В частности, уже появилось сообщение о том, что Саудовская Аравия предложила Пекину вести расчеты за нефть не в долларах, а в юанях.
Сами США, по американским расчетам, к ноябрю этого года смогут увеличить собственное производство нефти примерно на 1 млн баррелей в сутки по сравнению с уровнем в феврале. Это маловато, и без подключения нефтяных арабских монархий обойтись все равно не удается.
Короче, по японским расчетам, пока прочно сбить цены на нефтяном рынке вряд ли получится, там будет сохраняться нестабильность.
Василий Головнин, журналист