Сегодня день рождения Егора Гайдара. Если бы дожил, ему исполнилось бы 66. Но Егор Тимурович умер еще в 2009 году — и, как говорят часто в таких случаях, хорошо, что не дожил до событий, происходящих в эти дни, когда разрушается все, им созданное.
Я очень хотел бы, конечно, чтобы Гайдар жил долго и написал еще несколько замечательных книг. Для меня он один из немногих российских ученых, к трудам которого я постоянно возвращаюсь в своей работе. Но видеть все, происходящее сейчас в России, ему было бы очень тяжело.
Еще недавно казалось, что, при всей деградации политической системы, рынок у нас все же сохранится. Однако в эти дни хозяйственная система разрушается чрезвычайно быстро. Пока рушится то, что связано с внешним рынком, но если государство решит в какой-то момент затыкать свои «зияющие высоты» с помощью «печатного станка», начнет гибнуть и рынок внутренний. Мы вновь придем к «лихим девяностым». А если государство решит ко всему прочему еще и проконтролировать цены, то даже к совсем лихим дням — последним дням Советского Союза.
Признаюсь честно, что много раз, когда не слишком умные люди рассуждали о гайдаровских реформах, у меня в голове пролетала мысль: вот бы вернуть вас в то старое, догайдаровское время. Подобный эксперимент, естественно, невозможен, но государство российское сейчас делает все возможное для возвращения нас дореформенное время всерьез и надолго, а не в виде эксперимента. Для половины страны, для тех, кому сегодня меньше 30-35 лет, это будет даже не возвращение, а полное погружение в мир, которого они не знали.
Если дело и впрямь пойдет к тому, это будет хорошее обучение азам экономики…
Дмитрий Травин, экономист