В недавнем выступлении Путин много говорил про санкции. Что «санкции в отношении России были бы введены в любом случае, вне зависимости от ситуации на Украине». И это так.
Де-юре без санкций мы вообще не жили нисколько. Например, санкции еще против СССР в виде «поправки Джексона-Вэника» (о запрете поставок высокотехнологичной продукции) были отменены… только в декабре 2012 года. Кстати, против независимой Украины эта санкция тоже действовала (!), но была отменена в 2006 году (т.е. даже первый Майдан в 2004-м не сподвиг Америку сразу отменить санкции против Украины).
Так вот, как только отменили санкции против России по «Джексону-Вэнику» в декабре 2012 года, тут же были приняты санкции «по закону Магнитского». Юридически даже нескольких дней не вышло жизни без санкций. Да, и в 2012-м еще никакой Украины не было.
Так что готовиться к жизни под санкциями надо было начинать сразу в 1992 году.
Но нынешние санкции все же беспрецедентны в том, что они касаются даже жизни пролов. Простых людей. Если раньше Америка и в целом Запад вели «огонь по штабам», то теперь — и по тылам. Более того, этот огонь уже идет и по «остербайтерам» и перебежчикам, учитывая то, что санкции начинают ухудшать жизнь даже самых ярых оппозиционеров, уехавших из России. Когда обрубают доступ к банковским картам и платежным системам. Т.е. тут просто какой-то вопиющий случай с точки зрения истории.
Павел Пряников, журналист