Современная российская власть очень любит начинать какую-нибудь кампанию с имитации низовых инициатив (через распространение текстов от лица рядовых потребителей или избирателей). Такой прием называется неблагозвучным для русского уха словом astroturfing — от названия американского бренда, производящего искусственный дерн для газонов Astro Turf.
Простыми словами, власти имитируют «голос народа» (grassroots — буквально «корни травы»), а потом в ответ на «голос народа» предпринимают какие-то действия. Например, сегодня проходят митинги в честь присоединения Крыма. Туда (согласно методичкам) надо приносить лозунги с рекомендованными текстами, но эти плакаты рекомендуют делать «от руки». Для чего? Чтобы сторонний наблюдатель увидел «траву», то есть «волю народа». Ровно по этой же причине детей (и не только) выстраивают для создания сверхпослания в виде буквы Z. Это имитация массовой народной воли, не имеющей ни возрастной, ни социальной границы. Поэтому, видимо, так важно задействовать именно детей детсадовского возраста.
И борьба с национал-предателями (о которых позавчера говорил Владимир Путин) тоже начинается как astroturfing. Он произрастает в виде угроZ на дверях квартир, оставляемых неизвестными добровольцами, в виде анонимного сайта «Комитет защиты национальных интересов» (создан в 2020 году), где подробно перечислены все «предатели» и «враги», а также бежавшие из страны. Списки «врагов и трусов» являются фактически указаниями для тех, кто будет потом букву Z на двери рисовать.
После имитации «народного волнения» по поводу «тех, кто не с нами», власти будут вынуждены как-то отреагировать.
Александра Архипова, антрополог