Меня сдерживала неизвестность о пути эвакуации. Как это и бывает во время боевых действий, было многих разных слухов и мнений. Сосед из «достоверного источника» уверял, что не стоит выезжать по объявленному коридору в сторону Одессы. Кроме того, были опасения встретить в пути (тем более, во время петляния по проселочным дорогам) вооруженных мародеров (считай — грабителей). Также не внушала оптимизма неизвестность о наличии топлива по трассе — на тот момент (на 4 марта) в Киеве заправляться могли только военные и медики. Жена боялась, переживет ли дальнюю и утомительную дорогу ее 80-летняя мама. Но в какой-то момент было мною принято волевое решение: «Едем!» Жена с тещей начали собираться, и на утро мы выехали. На «хвост» нам упали еще две пожилые родственницы, которые попросили отвезти их на западную Украину.
Я все же поехал по одесской трассе, там был плотный поток автомобилей. На блок-постах нас пропускали без вопросов, хотя на въезде в Киев шла доскональная проверка — пробка растянулась на пару километров. До Белой Церкви доехали довольно быстро, и удивились тому, что там, в отличие от столицы, на тот момент напряженность никак не ощущалась: работали магазины, на полках которых лежал хлеб (!), на улицах было оживленно. Правда, буквально на следующий день тревога пришла и в этот, второй по величине город Киевской области. Кстати, необходимо отметить, что на украинских дорогах убрали все указатели направлений и таблички с названиями населенных пунктов. Так что ориентироваться можно было только по памяти и навигатору.
А вот дальше по дороге начались сложности: ну очень много блок-постов установили участники территориальной самообороны. На них просили показать паспорта и открыть багажник, в целом, были довольно благожелательны и всегда желали счастливого пути. А вот перед большими городами просто беда: огромный поток автомобилей вынужден пробираться через узкое и извилистое «русло» блок-поста, что создавало многокилометровые и многочасовые заторы. Насколько это оправдано (тем более, в светлое время суток) с точки зрения безопасности, не берусь судить. Думаю, что это самодеятельность местных бойцов. Но скопление большого количества автомобилей и людей в одном месте вряд ли целесообразно. Например, случае внезапно возникшей паники у кого-либо, последствия могут быть трагическими.
Следуя поговорке «у страха глаза велики» на западной Украине предпринимают порой чрезмерные ограничения. Например, в темное время суток там включают режим светомаскировки (в прифронтовом Киеве такого нет), хотя там не ведутся боевые действия. В тех отельчиках, в которых мы останавливались, нам не разрешали включать свет в комнатах — только в санузлах. Более того, администратор гостиницы потребовал от меня прикрыть моргающий светодиод сигнализации автомобиля, иначе, мол, это все равно заставит сделать полиция во время ночного рейда.
Если ближе к западу страны топливо на АЗС уже можно найти (кстати, оно не очень-то и подорожало), то вот все туалеты на них были закрыты. Как призналась работница одной из заправок, она «замахалась» убирать в санузлах — ну очень велик поток автомобилей. Поэтому проезжающие обильно «удобряют» посадки вдоль дорог.
В центре Украины и западнее уже размещено очень много беженцев — люди массово покидают Харьков, Сумы, Киев и другие города. Их принимают везде, даже в селах. Люди ютятся, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Также велико число стремящихся вообще выехать из страны. Число пересекших с 24 февраля границу Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Молдовы уже приблизилось к трем миллионам. Больше половины выехали в Польшу, в РФ, кажется, больше сотни тысяч. И этот поток не прекращается — минимум столько же еще собираются и хотят выехать.
Мои знакомые (молодая пара) рванули из Киева в 6 утра 24 февраля, а пересекли польскую границу лишь вечером 27 февраля. Все это время стояли в очереди перед кордоном. Объяснялось это не только большим потоком выезжающих, но и тем, что поначалу на украинской границе дотошно проверяли автомобили. Позже это издевательство прекратили, и сейчас проверка ограничивается визуальным осмотром багажника и проставлением штампа в паспорт. На польской стороне процедура практически аналогичная, так что процесс значительно ускорился — мы приехали на польскую границу рано утром, и прошли ее за пару часов.
Необходимо отметить благожелательность поляков. Пограничники и таможенники улыбаются, не придираются, отвечают на все вопросы. Сразу за выездом за пограничный шлагбаум развернуты шатры волонтеров, в которых предлагают (бесплатно) всем приехавшим горячие напитки, бутерброды и сладости. При этом мягко настаивают стесняющимся и нерешительным все же подкрепиться. Чуть дальше можно взять теплые вещи и предметы гигиены. Кстати, некоторые «расторопные» жители приграничных районов, которые ежедневно вывозят желающих на польскую границу, где их ждут волонтеры и бесплатные автобусы (в польских поездах украинцам также не надо платить), этой гуманитарной помощью вовсю пользуются, затаривая свой автомобиль в обратную дорогу. «Все это для украинцев, для нас весь Евросоюз собирает! Так и я украинец, значит, эти товары и для меня тоже!» — оправдывался один из «челноков» в очереди.
Тут же прямо на границе польская страховая компания PZU (единственная в Европе, кто проводит такую акцию) всем желающим бесплатно выдает на месячный срок «зеленую карту» (страховка гражданской ответственности автомобиля), действующую по всему ЕС. Кстати, безвизовый режим для граждан Украины претерпел большие изменения — если раньше можно было въехать только по биометрическому паспорту, то сейчас поляки впускают в страну по любому документу, даже пенсионному удостоверению, а домашних животных — без ветеринарных справок. Это действительно гуманно, так как некоторые люди буквально срывались с места, торопясь воспользоваться возможностью уехать. И, конечно, никто не спрашивает, везут ли беженцы официально запрещенные к ввозу в Евросоюз мясные и молочные продукты, алкоголь и сигареты (что ранее тщательно проверялось).
Уже на выезде с территории пограничного перехода подходят двое полицейских, спрашивают: подкрепились ли мы и чем могут помочь. Поблагодарили их и поехали дальше. А путь предстоял дальний. Хотя мы запаслись в дорогу едой и водой, но на третьи сутки автопробега захотелось горяченького. Проезжали мы, в основном, по небольшим населенным пунктам (кроме Белостока), но так как это было воскресенье, то работающего общепита не увидели. Но вскоре нам повезло: прямо на дороге обнаружили открытый «Макдоналдс». Не без труда разобрались в польском меню, и, наконец, смогли цивилизованно поесть (ну и в туалет сходить, конечно). Необходимо отметить, что в Польше (равно, как и в Украине) о коронавирусе начисто забыли — даже маски не носят (никто этого и не требует), о ковидных аусвайсах и речи нет.
Мы восприняли это как должное, и очень удивились, когда в Литве на нас, безмасочных, странно смотрели. Чтобы не шокировать аборигенов, мы достали почти забытые «антиковидные» средства. И что интересно: тут (как и позже в Латвии) нас уже воспринимали как обычных туристов, даже не интересовались, как мы до них доехали и т. п. (хотя на улицах часто видны флаги Украины и банеры в ее поддержку). А потому в отеле, в самом центре Каунаса, с нас затребовали за номер большую сумму, никак не соответствующую его комфорту. Но этого оказалось мало — вдобавок с нас взяли еще по 3 евро городского налога (разве этот город курорт?), а также переписали данные моей карты на тот случай, если мы воспользуемся содержимым мини-бара и попытаемся утром ускользнуть, не заплатив за это. Надо ли уточнять, что, несмотря на это все, нам пришлось еще дополнительно платить по 6 евро за завтрак? Короче говоря, это было чистое жлобство со стороны литовской гостиницы.
В Латвии пока еще (тогда, во всяком случае) в силе все антиковидные ограничения. На АЗС нам не разрешили даже на несколько минут присесть за столик, чтобы съесть и выпить купленное там же. В этом смысле — они как отшельники, отгородившиеся от происходящего на континенте. А вот при выезде из латвийской Валки в эстонскую Валгу (этот городок разделен между странами) нас остановил полицейский патруль. Это было удивительно, так как в прошлом году (даже когда вовсю бушевала коронавирусная истерия), здесь никакого «пограничного» поста не было). Они также вежливо поинтересовались (на русском!), куда мы едем и с какой целью. После этого взяли наши документы и техпаспорт автомобиля для фиксации нашего въезда в Эстонию. Через 5 минут нам их вернули, вручили брошюру с информацией для беженцев и порекомендовали по прибытию в пункт назначения обратиться в отделение полиции (в Эстонии она объединена с пограничной и миграционной службами).
Когда мы проехали первую АЗС на эстонской территории, стало немного не по себе: цена и бензина, и дизеля была чуть больше 2 евро за литр! Представили сразу же, насколько подорожали продукты и, главное, аренда жилья! Жена тут же позвонила администратору гостевого дома, в котором мы останавливались прошлым летом. Андрей немного успокоил: стоимость аренды не изменилась. Но она все равно высока для нас в нынешних условиях. Пока раздумывали — как быть, через минут 15 позвонил сам Андрей. Он состыковался с хозяевами с вопросом: «Все сейчас оказывают помощь выехавшим из Украины, а как же мы? Чем поможем?» И они тут же согласились предоставить 50% скидки! Разумеется, мы были безмерно благодарны!
По прибытии в Тарту мы встретились с дочкой и зятем, обустроились и записались на прием в полицию. Там нам предоставили вид на жительство на год и личный код, что даст нам право работать, получать пособие, бесплатное медицинское обслуживание и карту местного банка. В общем, есть надежда, что жизнь будет налаживаться. Сбудется ли — об этом в следующий раз.
Владимир Полянский
P. S. Признаться, с «путевыми заметками» вышла задержка — все же в Тарту мы приехали еще 7 марта. Но есть два извиняющих обстоятельства. Во-первых, начались хлопоты по обустройству и «легализации», а во-вторых, я специально узнавал, — и в последнее время вынужденные переселенцы преодолевают примерно такой же маршрут подобным образом.