Давайте честно, как Сократ, признаемся: о настроениях российского общества мы знаем только то, что ничего о них не знаем.
Данные социологических опросов практически бесполезны. Во-первых, ввиду огромного процента тех, кто отказывается отвечать. Отражает ли получившаяся добровольная выборка настроения общества в целом? Во-вторых, ввиду укоренившегося недоверия к окружающим. Звонит мне какая-то незнакомая тетка и спрашивает, за я или против. Отвечу-ка на всякий случай как правильно — целее буду. А то мало ли куда они потом эти данные сливают.
Личные наблюдения — тоже очевидно ненадежный источник. Наш круг общения — это выборка, сложившаяся по определенным критериям, отнюдь не совпадающим с критериями социологических исследований. Да, у кого-то он шире, у кого-то уже. Да, мы можем обмениваться информацией о своих наблюдениях. И все равно — позиция вашего окружения отражает только позицию вашего окружения.
А что касается наблюдений за незнакомыми людьми на улице, то можно констатировать, что подавляющее большинство вообще никак не обозначает свою позицию. Причем, видимо, вполне сознательно.
Поэтому в данном случае мы можем ограничиваться только некоторыми осторожными гипотезами. Например, о том, что среди пенсионеров поддержка «спецоперации» намного шире, чем среди студентов. Не более того. Поэтому заканчивайте, пожалуйста, повторять мантру «нас очень мало, их очень много». Это, как говорилось в известном фильме, не есть факт.
Николай Власов, историк