Судьба гигантского автомобильного рынка РФ в условиях беспрецедентных санкций беспокоит всех, даже тех, у кого нет машины (слишком все тут взаимосвязано). Отдельный вопрос — а что будет с запасными частями и расходными материалами? Особенно остро он встает, если взглянуть на ценники на допоборудование, которые выставляют дилеры. Так, в одном из подмосковных автосалонов стоимость брызговиков на Volkswagen Tiguan достигает 111 тыс. рублей. Понятно, что налицо попытка заработать на паническом спросе, и есть некоторая надежда на то, что «пена» осядет. Однако дистрибьюторы подняли цены на запчасти более чем на 30-50%, и от роста не уйти. Вопрос в том, не грозит ли нам еще и дефицит в данной сфере.
Как заметил корреспонденту «Росбалта» председатель Движения автомобилистов России ДАР Виктор Похмелкин, прошло еще слишком мало времени, чтобы картина высветилась. «Пока массовых жалоб на дефицит нет, — рассказал Похмелкин. — Но это не значит, что их нет в природе: вполне возможно, что они просто копятся, и каждый пока с этим справляется в одиночку, не привлекая к этому общественные объединения. Но я думаю, что рано или поздно эта проблема, безусловно, возникнет. Многие автопроизводители отказались сотрудничать с нашей страной — а значит, с поставкой запчастей и всего прочего будут, конечно, проблемы. Мы покупали машины, не учитывая эту ситуацию. Еще прошло не так много времени — не всем же нужен ремонт с сегодня на завтра. Это лучше будет отследить в течение полугода-года».
По-настоящему дефицит автозапчастей, по прогнозу движения ДАР, проявится к будущей зиме. «Тех, кому техобслуживание проходить, и выяснится, что чего-то не хватает — и тех, кто в ДТП попал, это раньше коснется. А массово — думаю, к следующей зиме», — предположил Похмелкин.
Хуже всего придется владельцам американских и европейских машин, поскольку США и ЕС санкции соблюдают жестко. «Пока непонятна ситуация до конца с японцами и корейцами, — рассказал Виктор Похмелкин. — Есть вопросы. С китайцами тоже непонятно: они формально не отказывались. Но косвенно и на них эти санкции действуют, и как они себя поведут, пока неясно».
Есть, однако, мнение, что как раз КНР-то и восполнит нехватку автозапчастей — причем, отнюдь не только для китайских машин! А практически для любых. «Мои коллеги-эксперты говорят, что через три месяца, максимум полгода, Китай нас закидает запчастями любыми, — рассказал руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. — Тем более, что половина этих запчастей в Китае и делается. Они делают любые запчасти, копируют в течение дня».
«Запчасти на складах еще есть — отметил Канаев. — Отсутствуют некоторые позиции, особенно дешевые, кое-где их придерживают. Больше всего озабочены страховщики, и я надеюсь, что Российский союз автостраховщиков начнет обращения в прокуратуру насчет искусственного повышения цен. Беда в том, что запчасти — это не продукты первой необходимости, поэтому максимум, что может сделать прокуратура — предписание, даже штрафов не будет».
«На сегодняшний день мы видим отказ, в основном, американцев и немцев по поставкам и торможению автобизнеса в России, — отметил руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов „Свобода выбора“ Вячеслав Лысаков. — Думаю, с учетом того, что Toyota сначала объявила, что уходит, а сейчас якобы возвращается, более реально, наверное, прогнозировать, что на рынке останутся Южная Корея и Китай. И, не имея конкуренции, они здесь неплохо развернутся».
Лысаков обратил внимание на то, что из-за санкций должен пострадать, в том числе, и престижный автопарк, и не только бизнес-элиты, но и больших начальников. «Автомобили премиум-класса нуждается в техобслуживании, — напомнил эксперт. — И пока начальники разного ранга не почувствуют на себе, что означает уход с рынка… Но они его почувствуют. Mercedes и BMW сюда ничего не пришлют. Где сейчас брать бампер и дверь на замену? В каких-то ведомствах машинки достаточно скромные, даже Госдума на Ford Mondeo. Но и их надо обслуживать. Один раз, может быть, два — они пройдут на остатках, а дальше что? Последний наш правительственный автомобиль „Аурус“, заявленный как отечественный — там российского-то мало на самом деле. Там даже кузовные детали приходят из ОАЭ!»
Впрочем, Вячеслав Лысаков видит выход из положения в независимом или «параллельном» импорте. К запчастям это относится еще в большей степени, чем к самим автомобилям.
«Есть возможность купить в третьих странах абсолютно оригинальные запчасти. И масла любые, и компоненты, — подчеркнул Лысаков. — Сейчас это приобретает крайнюю актуальность, ведь вопрос стоит и о госзакупках. Независимых импортеров до них пока не допускают. Но вот, недавно принят федеральный закон, который по существу дает правительству возможность определять группы товаров, что будут регистрироваться и проходить все формальные „таможенности“ вне зависимости от Гражданского кодекса, некоторые статьи ГК будут заморожены для ряда товаров. Надеюсь, если это правильно разовьют, то у нас проблем с запчастями и расходниками не будет, они даже станут дешевле».
Леонид Смирнов