Путин высказался о ситуации в экономике страны. Похоже, президент решил совместить сразу две стратегии — условный «новый НЭП» с частичной либерализацией внутреннего рынка и мобилизационную экономику. Также он анонсировал, что введенные санкции серьезно поменяют структуру экономики РФ, что грозит инфляцией и ростом безработицы.
При этом Путин уверен, что преобразования были неизбежны: «военная операция на Украине — лишь повод для санкций против России, они были бы в любом случае». Это знакомая формула, санкции после 2014 года из-за присоединения Крыма власть также считала неизбежными. Однако к такому объему ограничений, как в 2022-м, не готовился никто.
Судя по «забытым» резервам ЦБ и падению курса рубля почти в два раза, санкции стали сюрпризом почти для всех. Даже для Белоусова, который уже несколько лет вел разработку курса перехода экономики РФ на «мобилизационные национальные рельсы». Но и сейчас группе «инфляционистов» Белоусова не удалось продавить решение о включении печатного станка. Судя по заявлению Путина, ЦБ не нужно будет печатать деньги, у страны достаточно доходов бюджета. Правда, на этом фоне уже появились слухи об отставке Набиуллиной, которая и сама, похоже, не против «спрыгнуть с корабля» российской экономики. Однако ее место прочат ее же заму, а не Орешкину, которого долгое время продвигал Белоусов.
Путин выступает в роли оптимиста и считает, что экономика обязательно адаптируется к новым реалиям. Вопрос лишь в том, что подразумевается под адаптацией. Люди привыкают ко всему, но ключевой показатель здесь объективный: будет ли расти отечественная экономика, или в ближайшие годы о росте стоит забыть? Учитывая тот факт, что Путин обещает поддержку сразу двум разнонаправленные группам — бизнесу и бюджетникам, — четкого плана, кто и за кого тут заплатит, пока нет. Очевидно, что если повышать МРОТ и пенсии одним, то другим придется платить больше налогов.
Еще одно важное заявление — расширение полномочий губернаторов, которые теперь могут принимать оперативные решения по поддержке экономики. Эта мера давно назрела, так как, оказавшись в состоянии «идеального шторма», страна сталкивается с ранее невиданными вызовами, которые ей еще предстоит преодолеть. До сих пор правительство РФ и регионы работают так, будто за окном не военный 2022-й, а мирный 2019-й. Понятно, что бюджет принят, деньги тратятся и выйти за рамки своих полномочий чиновники не могут — иначе к ним возникнут вопросы у прокуратуры. Поэтому губернаторам предстоит вновь вернуть себе субъектность, а не просто оставаться винтиками технократической машины.
Но как итог речи президента понятно, что пока не закончится спецоперация, контуры будущего остаются туманными. Уже пошли слухи о том, что мирный договор может быть подписан совсем скоро, а значит, закончив «горячую фазу», мы неминуемо столкнемся с более серьезными экономическими последствиями.