«Приют на грани голодной смерти!», «Куда делся корм, который Яша ел 10 лет?», «Консервы пса подорожали в два раза, мне коммуналку платить или Джека кормить?», «В ветклинике отказались проводить операцию — нет наркоза».
Российские соцсети пестрят тревожными сообщениями, начиная с 24 февраля –подскочивший доллар и проблемы с логистикой поставили под угрозу обеспечение домашних животных привычными кормами и лекарствами. Как описывают ситуацию владельцы четвероногих, ветеринары и представители зообизнеса, узнала корреспондент «Росбалта».
Ситуация с импортными кормами для домашних животных обострилась задолго до спецоперации в Украине и западных санкций — последние пару лет Россельхознадзор успел запретить к ввозу в страну десятки известных марок. Официальная причина — ГМО в составе кормов и нежелание зарубежных производителей посвящать российские регуляторные органы в технологии производства.
Так, с марта 2021 года были остановлены поставки из США, Испании, Германии, Литвы, Эстонии, Канады, Великобритании, Чехии, Латвии и Польши. Больше всего проблем возникло у животных, которые ели «холистики» и корма «суперпремиум класса» — российских аналогов просто не было. Исчезли также целые линейки специальных лечебных и диетических кормов.
«Сегодня к этим ограничениям добавились сложности с логистикой, — объясняет гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова. — Зоомагазины сообщают, что поставщики серьезно подняли цены на разрешенные корма из-за роста доллара. Пока рост цен для потребителей удается сдерживать в районе 10%, но если ситуация не изменится — корма подорожают на треть».
По ее словам, воздержаться от радикальных мер магазины не могут — ведь 70% их прибыли зависит именно от продажи кормов.
Впрочем, владельцы животных замечают, что корма подорожали вовсе не на 10%, а уже на 30-50%. Так, если канадский корм GO! для собак с уткой и овсянкой за 5,5 кг обходился в 3 тысячи рублей, теперь дешевле 6 тыс. найти его не получается. То же с кормами для кошек — 1st Choice для кастрированных котов за 2,7 кг стоит 3,5 тыс. рублей вместо 1800. А хуже всего ситуация обстоит с лечебными кормами.
«Если обычным кормам еще можно найти российскую замену, то лечебные линейки пропали полностью — корма для животных с аллергиями и почечной недостаточностью. Приходится экспериментировать или переходить на „натуралку“», — отмечает ветеринарный врач высшей категории Михаил Шеляков.
Отдельный сегмент, который вызывает беспокойство у врачей — лекарственные препараты для животных.
«В силу того, что никакой информации о завтрашнем дне нет, на рынке происходят резкие телодвижения, — рассказывает ветеринарный врач Ангелина Сиротина. — Мы видим, что сейчас распродают остатки импортных кормов, цены поднимаются каждый день, люди паникуют, и спрос также рождает предложение. Похожая ситуация на рынке ветпрепаратов — и вакцины, и витамины, и остальные товары, необходимые клиникам, уже либо исчезли, либо продаются по завышенным ценам. Сейчас все держат руку на пульсе и пытаются обеспечить себе запасы. Со временем, конечно, все наладится, но цены будут явно другими».
Как отмечает Шеляков, в сфере профилактики больших проблем быть не должно — есть российские аналоги противопаразитарных средств, с глистогонными и противоклещевыми препаратами проблемы не возникнут. С вакцинами все тоже не так уж плохо.
«Наши люди всегда считали, что импортное качественнее, тут есть момент привычки, — объясняет врач. — Но, если брать, к примеру, вакцины — российские аналоги есть, и замещение может быть полным. Однако тут есть вопрос к мощностям — вакцин потребуется в 10 раз больше. Смогут ли наши производители быстро нарастить объемы производства? Плюс в отсутствие конкуренции с импортными производителями цены на отечественные вакцины также вырастут».
Еще один нюанс: российские вакцины выпускают наклейки на русском языке — с такой границу питомец пересечь не сможет. Условно, голландская «Нобивак» и французская «Эурикан» — не проблема для пограничников, а вот отечественный «Мультифел» — да. Учитывая масштабы эмиграции из страны в последние несколько недель, этот момент выглядит довольно актуальным.
В то же время куда серьезнее сейчас обстоят дела с ветеринарной хирургией. Так, некоторые компоненты наркоза — чисто импортные: это французский препарат для общей анестезии«Телазол» и американский «Золетил». Врачи жалуются, что сейчас они уже подскочили в цене в 4 раза.
«Теперь цены на операции в ветклиниках взлетят — даже в социальных ветеринарных клиниках ту же болонку теперь прооперируют не за 7,5 тыс., а за 8,5. В других клиниках рост цен будет еще выше», — предупредил Шеляков.
Большая часть оборудования в ветклиниках, например, рентген-аппараты, МРТ и УЗИ-оборудования, чипы — также зарубежные. И где приобретать новые, когда имеющиеся придут в негодность — уже вопрос.
Эксперты предупреждают: содержание животных уже подорожало настолько, что грядет массовое закрытие российских питомников, где занимаются разведение пород. Бизнес становится убыточным.
«Животные в цене не подорожали, а вот уход за ними стал почти неподъемным. Скорее всего, сейчас их просто будут распродавать или стерилизовать, чтобы вывести из разведения, — отметила Ангелина Сиротина. — А у тех, кто останется, начнутся проблемы, ведь для селекции нужно обновление крови — обмен собаками с зарубежными коллегами, посещение международных выставок. Сейчас все это недоступно. Так что если вы давно мечтали о породистом питомце — приобрести его лучше прямо сейчас».
Для чистокровных «дворян» времена тоже наступили непростые — владельцы приютов и волонтеров жалуются на нехватку денег.
«Вместо наполнителей из опилок, если прижмет, сойдут и рваные газеты. С кормами три варианта: брать проверенные задорого, искать что-то более или менее съедобное из российских или с большими трудозатратами и риском для здоровья частично переходить на „натуралку“. С ветеринарными и „человеческими“ препаратами вариант один — закупать, пока они вообще есть», — рассказывают в новосибирском приюте «КошкиЧемского». А владельцы красноярского приюта «Стая» просят всем миром скинуться на уход за своими животными в соцсетях:
«Мы не для себя просим, а для несчастных бездомных животных, которые ни в чем не виноваты. Сами они, к сожалению, попросить не могут. Ситуация в стране адовая, цены растут не по дням, а по часам. Доедаем все, что осталось. Корма почти нет, ни сухого, ни влажного, ни мясного. Главное — нет лечебного, который нужен подопечным после операции и с хроническими заболеваниями. В месяц только на корм теперь уходит около 100 тыс. рублей».
Волонтер Маргарита Баженова подчеркивает: спасать бездомных животных теперь будет все сложнее:
«Стоимость услуг вырастет и ударит по нашим и без того пустым карманам. И так с миру по копейке собираем на лечение таких животных».
Утешает то, что правительство, видимо, будет стараться сдерживать цены на корма и ветпрепараты: глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн недавно заявил, что поправки в законодательство уже готовы. В перечень товаров должны войти не только продукты питания, лекарства, строительные материалы, но и зоотовары. Кроме того, на днях первый замглавы комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов обратился к генпрокурору России Игорю Краснову и главе Федеральной антимонопольной службы Максиму Шаскольскому с просьбой проверить обоснованность роста цен на корма для домашних животных и ветеринарные препараты.
Татьяна Колчанова отмечает также, что Россельхознадзор пообещал выступить посредником между российскими зоомагазинами и корейскими и китайскими производителями кормов, чтобы восполнить дефицит. Так что возможно, вскоре на полках магазинов появятся азиатские корма.
Сработают ли предложенные меры, пока неясно — пока же на ум приходит знаменитое выражение Ивана Павлова: «медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач — человечество». Ведь люди, у которых есть животные, отдадут последнее, чтобы их вылечить, экономя на собственном здоровье. Именно это и будет сейчас происходить.
Анжела Новосельцева