Список отмененных в России или закрытых для наших спортсменов международных турниров уже похож на мартиролог. Он пополняется каждый день, и конца-края ему не видно. Но список отказов — лишь верхушка айсберга. Спорт — это мир. Во всех смыслах.
Если за спецоперацией на Украине не следить вообще и считать, как многие «телесмотрящие», что ничего особенного не происходит, то сейчас самое время обидеться на международных спортивных чиновников. Может показаться, что «нас» отстраняют вовсе не из-за каких-то там конфликтов, а токмо из врожденной русофобии и зависти к нашим успехам.
Потому что мы лучше всех, и нас просто боятся. А все их псевдо-чемпионаты нам не очень-то и нужны — они без нас лишь «турниры водокачки». У нас теперь будут свои чемпионаты мира — русского, видимо. Давно пора. Да и Игры доброй воли — прекрасный, наработанный формат.
И если вы думаете, что приведенные выше цитаты — троллинг и ерничество, вы ошибаетесь. Это всего лишь цитаты из спортивных пабликов от верных болельщиков.
Слова об открытых чемпионатах России и подавно чистая правда и информация из первых уст. Наш министр спорта пообещал, что все чемпионаты России отныне станут открытыми — и мы будем ждать тех, кто захочет с нами соревноваться.
Если честно, становится как-то не по себе, когда видишь, как всего за две недели изменилась позиция не только завзятых изоляционистов, но и риторика спортивных журналистов — от «наш спорт на грани полного разрушения» до «от вынужденной изоляции мы только выиграем».
Конечно, не все спортивные журналисты разделяют подобные слоганы. О своем несогласии с происходящим заявил Василий Уткин и другие комментаторы — Журавель, Поленов, Шмурнов, Шнякин и Черданцев с «Матч ТВ», Денис Казанский и Алексей Ягудин с 1 канала. Популярнейший Дмитрий Губерниев выразил свою позицию, процитировав антивоенную статью Льва Толстого «Одумайтесь!».
Как бы то ни было, но российский спорт уже понес значительные потери. И главная из них — раскол спортивного сообщества, не меньший, чем в искусстве или шоу-бизнесе. Причем не столько среди самих спортсменов, сколько среди спортивных чиновников.
Спортсмены куда интернациональнее: во многих командных видах спорта немало игроков из других стран. Кто-то уходит — но есть и российские команды, где «своих не бросают», несмотря на жовто-блакитный паспорт. Так было в «Зените», поддержавшем украинца Ярослава Ракицкого.
Но многие спортсмены и чиновники предпочитают просто молчать — есть и те, кто решение о спецоперации поддержал, пусть даже их немного. Это понятно: для многих топ-атлетов нынешние ограничения обернутся если не крахом, то приостановкой карьеры. А чиновникам что — им возраст не помеха.
Поэтому воздержимся от пения «а нам все равно!» и взглянем еще раз на список спортивных и околоспортивных потерь, где сбылись самые пессимистичные прогнозы — например, декана факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA Кирилла Кулакова, который он озвучил в интервью для МК-спорт от 24 февраля. Просто заменим время глаголов на прошедшее: «Все международные федерации и ассоциации будут удалять нас из спорта, разрывать контракты. Может, начнется с МОК». Так и случилось: многие федерации по рекомендации МОК приняли решение разорвать или приостановить отношения с Россией.
Началось с УЕФА, перенесшего финал Лиги чемпионов-2022 из Санкт-Петербурга в Париж и отменившего стыковые матчи наших футболистов. Отдельные сборные — например, Польши — отказались играть с российской командой, несмотря на возможное техническое поражение. А затем и вся российская сборная и клубы были отстранены от участия в международных турнирах.
УЕФА и Лига чемпионов разорвали отношения с одним из своих главных спонсоров — Газпромом. То же сделали европейские футбольные клубы — немецкий «Шальке» и австрийский «Аустрия». И это несмотря на огромные суммы инвестиций газового гиганта в европейский футбол.
Были отменены все соревнования на территории Беларуси и России, без оглядки на сезонность — от Гран-при «Формулы-1» и Чемпионата Европы по стрельбе до Всемирной шахматной Олимпиады. Баскетбол, волейбол (Чемпионат мира-2022), гандбол, водное поло, этапы Мировой серии по прыжкам в воду и синхронному плаванию — список можно продолжать. Ну а если вернуться в неоконченный зимний сезон, то здесь вообще все грустно. Отменены этапы Кубка мира по лыжным видам спорта в России — от лыжных гонок и женских прыжков с трамплина до акробатики и фристайла.
В других странах российские лыжники будут выступать без флага и гимна. Не дожидаясь полного отлучения, и наши биатлонисты, возмущенные таким решением IBU, сами снялись с оставшихся этапов Кубка мира.
Россия лишена права проведения МЧМ-2023 по хоккею — но молодежным хоккеем потери не ограничиваются, поскольку НХЛ заявила о разрыве отношений с КХЛ и уходе с российских телеканалов всех ее медиаресурсов.
В преддверии грядущего Чемпионата мира еще одного решения — от ISU — с трепетом ждали все поклонники фигурного катания, которое в последние годы стало практически нашим главным медальным видом спорта.
Здесь истерика фанатов началась еще до всяких конфликтов: по мнению фан-патриотов, в ФК нам вообще «их» чемпионаты не нужны — «мы давно соревнуемся между собой». Тут, правда, следовало бы уточнить, что «между собой» мы соревнуемся только в одном виде фигурного катания — женском одиночном — поскольку во всех остальных конкуренция все же есть, а в мужской одиночке на уровне чемпионатов мира мы уже давно не добираемся даже до пьедестала. Но это, что называется, мелочи.
Не отстают и некоторые журналисты. «Россия — флагман мирового фигурного катания. От вынужденной изоляции мы только выиграем». И нет, это не отсутствие логики, хотя как можно быть мировым флагманом вне самого мира? Тем не менее это заголовок статьи, с гордостью повествующей о том, как мы лихо ответили унизившему нас ISU, запланировав проведение Кубка Первого канала ровно на даты Чемпионата мира в Монпелье, куда нас не пустили.
Это полностью вписывается и в объявленную министром Матыциным политику открытых чемпионатов. С минспорта, правда, не очень согласна Татьяна Тарасова, заявившая, что если на турниры по фигурному катанию «к нам приедут из стран, не поддержавших санкции, например, из Таджикистана и Узбекистана, то конкуренции не будет».
Впрочем, все это неважно. Смену спортивного гражданства, о которой много говорят, можно ведь и отменить — в связи с особыми обстоятельствами. Участие в Гран-при для наших фигуристов можно заменить на этапы Кубка России. Какой турнир может заменить будущий Чемпионат Европы, еще предстоит решить. Но в смекалке наших чиновников сомневаться не приходится. Они обязательно что-нибудь придумают.
Пока что, помимо Жени Медведевой и Лизы Туктамышевой, осторожно высказавшихся за мир, четкой позиции по отношению к происходящему, от фигуристов мы не услышали — не считая странного поста Евгения Плющенко, где слова о гордости за Россию соседствуют с изображением голубя с пальмовой веточкой.
А ведь именно о фигурном катании всегда говорили как о большой многонациональной «семье», где в межсезонье фигуристы из разных стран вместе мирно выступают в различных шоу. Впрочем, фигуристов можно понять: в тех видах, где судьба спортсмена часто находится в руках федерации, особой фронды ждать не приходится.
В общем, фигуристы — это не теннисисты, которые родные берега потеряли давным-давно. Потому что теннис — точный вид спорта, где нет судей, считающих недокруты в прыжках и уровни во вращениях. Здесь есть репутация, рейтинг и миллионные рекламные контракты.
И здесь приходится закрывать глаза на призывы к миру первой ракетки мира Даниила Медведева или входящего в ТОП-10 Андрея Рублева. Нельзя сказать, что их миролюбие для патриотов прошло незамеченным. Но звезды давно на соцсети не реагируют. «Даже если в меня бросают камни, я должен показать, что я за мир», — сказал Рублев.
Заметим, что два канала «Евроспорта» — главные по трансляции теннисных турниров — из России тоже ушли.
В общем, если бы спорт ограничивался лишь удовлетворением ура-патриотических чувств отечественных фанатов, то, наверное, нынешнее положение дел можно было бы считать вполне удовлетворительным.
Но есть два «но». Во-первых, стоило бы поинтересоваться мечтами самих спортсменов, всю жизнь стремившихся к мировому и олимпийскому признанию. Во-вторых, есть и подводная часть спортивного айсберга, без которой спорт высоких достижений просто не может существовать.
Потому что спорт — это не только услада болельщиков и тщеславие политиков. Не только стадионы и труд тренеров (которые тоже нужно оплачивать). Это еще и спортивный инвентарь — нередко дорогостоящий и не нашего производства. Который элитным спортсменам зачастую предоставляется бесплатно компаниями-спонсорами.
Это качественная спортивная форма, которую известные атлеты рекламируют в качестве бренд-амбассадоров. О других мелочах, вроде спортивного питания и предметов гигиены, мы даже не говорим.
А есть еще и генеральные спонсоры теннисных турниров и футбольных чемпионатов — индустрия роскоши с ее часами, драгоценностями и автомобилями, туристические и авиакомпании, гостиничный и ресторанный бизнес, транснациональные корпорации косметики и парфюмерии. В общем — все, что составляет ту самую коммерческую часть спорта, без которой он уже не может существовать. Если это, конечно, не дворовая команда. И эту «материальную часть» никакой ура-патриотизм — ну, если не считать собственных «спонсоров», многие из которых от конфликтов тоже страдают — не заменит.
Тамара Иванова Исаева