Posted 15 марта 2022, 08:39
Published 15 марта 2022, 08:39
Modified 1 февраля, 17:39
Updated 1 февраля, 17:39
В современной истории России не раз складывалось так, что за политические решения расплачивается бизнес, и его еще винят в том, что он «наживается» на сложной ситуации. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказал доцент кафедры экономики РАНХиГС Артем Голубев.
«Представители власти принимают определенные решения, а крайним оказывается бизнес, который „наживается“ на горожанах. Хотя у предпринимателей сейчас очень много проблем — у кого-то в связи с санкциями ограничены поставки товаров, комплектующих или сырья, и непонятно, как дальше работать. Другие отправляли свою продукцию за рубеж, и теперь эта деятельность остановилась. В торговых сетях сокращается ассортимент товаров из-за ухода множества поставщиков», — отметил Голубев.
Экономист подчеркнул, что из-за ухода иностранных компаний из России многие люди остались без работы — если им и продолжают платить зарплату, то по минимуму. Тем временем инфляция ускоряется, доходы населения снижаются. И средний покупательский чек в тех же продуктовых магазинах становится все меньше. В таких условиях бизнес просто не может сдерживать цены, как это от него требуют.
«В магазинах и так есть набор товаров, на которых они ничего не зарабатывают и даже продают себе в минус. Но на остальные есть определенная наценка, которая перекрывает затраты и убытки. Поэтому популистские высказывания о том, что бизнес в трудные времена наживается на людях, мягко говоря, неуместны. У торговых сетей сейчас главная задача хотя бы не работать себе в убыток — выйти „в ноль“. Если же требовать от них еще больше сдерживать цены, придется понижать зарплату их сотрудникам. Или экономить на аренде — а пойдут ли торговые центры на снижение арендной платы? А поставщики электроэнергии пойдут на понижение цен, чтобы поддержать бизнес?» — задался вопросом экономист.
По его словам, чиновники верхнего звена, которые позволяют себе подобные высказывания о спекулянтах, при принятии законопроектов редко консультируются с представителями бизнеса.
«Поэтому когда мы слышим о каких-то идеях в поддержку граждан, нужно задавать вопрос: за чей счет эта поддержка будет? Власть призывает бизнес умерить аппетиты, а там и аппетитов-то нет, это же не сырьевые компании. И кстати, если сейчас на ажиотажном спросе продажи у торговых сетей растут, то спустя 3-4 недели они сойдут на нет в силу резко «худеющих» финансовых ресурсов граждан, — резюмировал экономист.
Ранее «Росбалт» писал о том, что спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал бизнес не наживаться на людях на фоне санкций.