Русская православная церковь оказалась в непростой ситуации. В целом ряде епархий входящей в ее состав Украинской православной церкви официально прекратилось поминание патриарха Кирилла. «Официально» — потому что во многих приходах его там не поминали и раньше, и ни РПЦ, ни УПЦ не было выгодно акцентировать внимание на этом неудобном вопросе. Но теперь речь идет не о практике отдельных священников, а о позиции епархиальных архиереев, что куда серьезнее.
Сохранит ли РПЦ в своем составе УПЦ? Очевидно, что автокефалистские настроения в УПЦ существенно усилились — и если бы церковные вопросы решались бы голосованием верующих, то сейчас вряд ли УПЦ осталась бы даже номинально под омофором московского патриарха. Но голосованием можно решить судьбу конкретного прихода в Западной Европе, где такие процедуры прописаны в его уставных документах (это сейчас происходит с приходом РПЦ в Амстердаме) — но не церкви, где есть совсем другие процедуры. И Москва никогда не даст УПЦ каноническую автокефалию.
Причем в Украине уже есть церковь, получившая автокефалию от Константинополя (Москва этого не признала и порвала отношения с Константинополем и его союзниками в православном мире). Так что теоретически возможное обращение в Константинополь столкнется с предложением выстраивать отношения с митрополитом Епифанием. А это по многим причинам очень непросто — особенно с учетом того, что УПЦ с ее лаврами, монастырями и большим количеством практикующих верующих вряд ли захочет подчиняться своим конкурентам, у которых больше «захожан», чем прихожан.
Да и сама УПЦ неоднородна. Во Львове верующие не поймут, если священник помянет патриарха Кирилла. Но в состав УПЦ входят и епархии Донбасса, и даже Крыма — а там не поймут, если священник Кирилла не помянет. Да и в Киево-Печерской лавре исторические связи с русским православием очень сильны. Поэтому автокефалистские настроения — это одно, а реальный уход — совсем другое.