В обсуждении последствий мира без Instagram и прочих атрибутов XXI века есть два важных вопроса.
1. Идет ли речь об осмысленной стратегии авторов происходящего в отношениях с общественным мнением — или (как бывало раньше) скорее об имитации такой стратегии?
2. Является ли такая стратегия точно рассчитанной — или ошибочной?
Несложно допустить, на что такая стратегия могла бы быть рассчитана. А именно — на рост политизации как сравнительно длительного фактора. Непозволение уйти в пространство Netflix, Instagram, трансляций английской премьер-лиги, шопинга и прочих радостей и тупиков внутренней и внешней эмиграции.
Ведь российская власть на политизации никогда особенно не настаивала. Интерес к политике (даже лоялистский) вызывал скорее подозрение. Куда важнее было не допускать появление альтернативного сильного полюса политизации. За редкими исключениями этого удавалось избежать.
Если политизация все же побеждает, у граждан появляется набор вариантов, кого считать виновником внезапного исполнения национальной мечты — возвращения в 70-е со всеми их плюсами и неплюсами. К такому сценарию — наличия значительных весьма притягательных полюсов лоялизма и антилоялизма — никто особенно не готов, и это довольно новая штука. Потенциально в чем-то даже более притягательная, чем апатия.
Другое дело, что национальное желание остаться в прежней апатии тоже пока никуда не исчезло и будет искать новые формы избегания реальности и уклонения от нее.
Михаил Виноградов, политолог